"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (481) от 26.03.2009

Права граждан и человеческое достоинство

Александр ГРИШАНЦОВ

(Продолжение. Начало в № 10 (480)

Идея господства права в жизни общества и государства гораздо более широка по объему, нежели идея государства, соблюдающего свои законы; правовое государство, служащее справедливым интересам человека и общества и являющееся не только одним из субъектов, но и важнейшим объектом правового регулирования, – это современный этап тысячелетних поисков сверхъисточника для юридического нормотворчества. Этот источник видели то в божественной воле, то в «духе» народа, то в абсолютной власти монарха или правящего класса, то в экономическом базисе и т. п. Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных потребностей общества на язык права (Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Новая правовая культура, 2002).

Идея господства права выражается в Конституции РФ в верховенстве Конституции, признающей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы, а нормы, установленные ее международным договором, – обладающими большей юридической силой, нежели установленные законом (статьи 15, 17 и др.); в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (часть 2 статьи 17); в том, что оно обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя – человека, его права и свободы как высшую ценность (статья 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (статья 18) (Конституция Российской Федерации, М., ИНФРА-М, 2005).

Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования над обществом в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их правовым контролем.

Свободная, в полном объеме реализация прав граждан, происходящая без вмешательства государственных органов, – идеал, достижение которого не просматривается даже в отдаленной перспективе. В Конституции Российской Федерации правам человека и гражданина посвящена вторая глава. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется; каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (части 1 и 2 статьи 45), государство обязано возместить вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). (Конституция Российской Федерации, М., ИНФРА-М, 2005).

Право на защиту конституционных прав имеет производный характер. Весьма актуальной теоретической задачей является разграничение понятий «реализация», «обеспечение реализации», «гарантии», «защита», «охрана избирательных прав», нередко используемых в законодательстве и литературе несколько бессистемно.

В науке термин «реализация права» раскрывается как «Поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению юридических прав и выполнению юридических обязанностей» (Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. С. 679).

В зависимости от характера деятельности субъектов права в науке выделяют четыре основные формы реализации права: осуществление (использование), исполнение, соблюдение, применение.

Не случайно вопросы, касающиеся понятия, содержания, принципов реализации, а также форм, способов и средств защиты прав российских граждан, в последнее время привлекают к себе все более пристальное внимание исследователей. Но даже на этом фоне ощущается дефицит серьезных научных разработок, посвященных комплексному анализу природы, предназначения и юридических свойств конституционных прав, теории и практики их реализации и защиты. Конституционные права российских граждан существуют и реализуются в сфере человеческой деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями, социальными группами, с решением проблем обладания и реализации государственной власти, с участием в делах государства, определением форм, задач, содержания его деятельности. При этом для современного состояния характерно то, что в юридическом плане они производны не только от Конституции Российской Федерации, но и от общепризнанных норм международного права.

Лучше всего эти права излагаются в международно-правовых документах, которые были согласованы государствами и в которых содержатся нормы прав человека. Наибольшую известность получила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, этот основополагающий документ и в настоящее время имеет огромное влияние во всем мире. Хотя Всеобщая декларация не является обязательным к исполнению документом, многие юристы утверждают, что она уже приобрела обязательную юридическую силу на основе международных обычаев и практики, ввиду ее применения в конституциях и судах многих стран.

Уже в преамбуле Всеобщая декларация сразу определяет позицию к правам человека, «провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».

Для большинства людей Совет Европы ассоциируется с правами человека.

Вдохновляясь положениями Всеобщей декларации, Совет Европы принял Конвенцию о защите прав человека и основных свобод – таково ее полное название. Этот документ был открыт для подписания в 1950 году. Три основные черты придают Конвенции особое значение:

– права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами, или, как они именуются на международно-правовом языке, «Договаривающимися Сторонами»;

– впервые в рамках международного договора о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты;

– парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26032009155411&oldnumber=481