"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (482) от 02.04.2009

Гармошка будет жить?

Владимир ЕФИМОВ

Подходит к своему финалу организованный музеем-усадьбой Н.Г. Чернышевского цикл «Озорная голосистая гармонь саратовская». Состоявшийся 27 марта пятый концерт был предпоследним: еще одна, апрельская, встреча со знаменитым музыкальным инструментом и исполнителями на нем – и, как подведение итогов, гала-концерт в мае

в рамках Дней славянской письменности

и культуры.

В самом конце мартовского концерта повеял весенний ветер надежды на спасение гармошки. Завершавшая новую встречу заместитель председателя президиума Саратовского регионального отделения всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» Людмила Бахарева сообщила о намеченном в музее на 16 апреля заседании круглого стола с участием всех заинтересованных организаций по проблеме долгожданного возрождения гармошки, первым этапом которого должно стать восстановление, пусть и не в прежних объемах, производства гармошки.

По ее словам, в министерстве экономики области уже думают, как начать этот процесс. «Прежний завод в современных условиях восстановить нереально, – подчеркнула Людмила Ивановна, – но надо сохранить то, что мы имеем. А имеем мы саратовскую гармошку как национальное и культурное достояние не только нашей области и России, но и всего мира. На ней играют божественные исполнители – ими могут быть только россияне. Этих очень скромных и востребованных нашей культурой и народом исполнителей никто не заставлял так самозабвенно отдаваться игре на гармошке, заниматься переработкой музыкальных пьес под нее, и наш долг – говорить об этих людях и возрождении производства инструмента для них, их учеников и будущих поколений».

Эти слова полностью относятся к дуэту исполнителей, на этот раз доставлявшему радость слушателям, – лауреатам всероссийских и международных конкурсов заслуженному работнику культуры РФ, художественному руководителю ансамбля саратовских гармоник «Колокольчик» Саратовского городского центра детского и юношеского творчества Сергею Самусенко и Сергею Суняйкину. Планировалось выступление всего этого коллектива, но собраться юным музыкантам вместе помешали весенние школьные каникулы. По причине отсутствия детей «отдуваться» пришлось двум взрослым Сергеям, представившим целую палитру необычных, специально приспособленных под гармошку аранжировок, что является, как заявил на концерте один из уже отработавших ранее свою программу участников цикла Сергей Шалимов, «огромным трудом этих талантливейших людей». Он пожелал им последовать его примеру и выпустить сольный лазерный диск с записями собственного исполнения.

Исполненные «на бис» мелодии, а в самом конце и «на посошок» популярная в 60-е годы прошлого века композиция Виктора Купревича «Тульский самовар» со «включением» гармошки в форме сапога, показали не только огромные возможности гармошки, но и высокое профессиональное мастерство исполнителей и, самое главное – присущий далеко не всем исполнителям талант Самусенко-аранжировщика. Как поведал игравший на баяне Суняйкин, представляя очередное исполняемое дуэтом произведение, его напарнику несколько лет назад организаторы всероссийского конкурса в Твери предложили исполнить на саратовских гармониках какую-нибудь мелодию в честь замечательного руководителя ансамбля русских народных инструментов Николая Калинина. Была выбрана мелодия песни Пономаренко со словами «Ах, Коля-Николаша». За несколько часов Самусенко ее аранжировал под гармошку, всю ночь доводил до совершенства, но исполнить на концерте не удалось: узнав о готовящемся сюрпризе в его честь, Калинин запретил исполнение. Тем не менее обработка жива и доставляет удовольствие слушателям.

Как будет, надеемся, жива и сама гармошка.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3042009164930&oldnumber=482