"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (482) от 02.04.2009

Как нам ребрендировать Гадюкино?

Леонид ЮРЬЕВ

24 и 25 марта одновременно в Санкт-Петербурге

и Саратове состоялся международный научно-практический симпозиум «Имидж государства (региона) в современном информационном пространстве». В Саратове на базе ПАГС прошло заседание региональной секции симпозиума

с названием «Территориальный имиджмейкинг

в информационном пространстве Саратова: теория

и практика». Модератором этой части симпозиума выступила профессор кафедры социальных коммуникаций ПАГС, канд. филос. наук

Тамара Петровна Фокина.

Из названия ясно, что целью симпозиума явилось обобщение опыта формирования и продвижения имиджей государств и регионов в современных условиях и выработка комплексной концепции деятельности, обозначаемой ужасным словом имиджмейкинг, которое даже словом «образ» не заменишь. Поскольку, по мнению исследователей, это не вполне одно и то же.

Для Саратова проблема более чем актуальна. Население и самого города, и, похоже, страны в целом, утомившись от частого произнесения классического, но поднадоевшего и ставшего речитативом «деревня, тетка, глушь – Саратов!», быстро усвоило самобытное «Гадюкино». То есть обрело свою идентичность с местом, где творится «гадюкинство». А кто же в Гадюкино хоть копейку станет инвестировать? Тут бы и власти стоило призадуматься. Вплоть до создания подразделения, которое целенаправленно поработало бы над имиджем города в глазах потенциальных инвесторов-эксплуататоров (в положительном смысле), способных освоить и превратить во благо населения уникальные природные, историко-культурные и промышленные возможности Саратова. Да и сколько бы потенциальных и перспективных возможностей такая служба могла бы с аккумулировать и на сколько бы «дыр», препятствующих созданию положительного имиджа, а хоть бы и образа Саратова, оно могло бы указать! Остался пустяк – проявить политическую волю, да целенаправленно поработать в решении четко определившихся задач. Трудно даже представить, как много мог бы дать Саратову такой акцент: и в направлении изменения его имиджа, и в практическом плане.

В этом смысле симпозиум мог бы послужить коллективным консультантом такому подразделению, уже проделав за него бесплатно (!) значительную часть подготовительной работы: обобщение, анализ, предложения.

В интересном докладе М. Сулейманова, опирающемся на саратовский опыт, было показано, что такое преобразование имиджа (ребрендинг – по-научному) возможно. Хотя имидж легче изменить в худшую сторону, так, как это произошло после смены губернаторов области и «опускания» имиджа «Столицы Поволжья». Естественно, что без стремления хотя бы прославиться как «Столица Поволжья» остается довольствоваться «чисто конкретным», как принято говорить, званием «Гадюкино». Пошло ли это на пользу власти, да и хоть кому-то?

Вообще же имидж Саратова как таковой был проанализирован со многих точек зрения. Докладчики оценили имидж Саратова и области и как промышленного региона (И. Баклицкая), и туристического (доклады Е. Дзякович, а также Е. Стрелковой и Е. Улановой), посмотрели и сравнили его имидж в царский, советский и постсоветский периоды (А. Пекарчук). Была отслежена даже связь семейной политики в области и ее имиджа (Е. Герасимова). В качестве позитивного предложения (ребрендинга) можно указать на идею, высказанную профессором ПАГС Николаем Слоновым (в связи с его болезнью доклад презентовала Тамара Петровна Фокина). Николай Николаевич полагает, что Саратов (а может «Саратовщина», как место – Ю. Ч.), «должен» получить статус места «свершения цивилизационного прорыва в Космос» вместо статуса «государственного», российского прорыва.

При всем понимании мотивов, кои движут инициатором идеи, должен все-таки заметить, что статус «места» космического прорыва российского масштаба ничего, кроме безобразного памятника первому космонавту на Набережной, городу не принес. Даже хорошо проработанное предложение предпринимателя В Рябухи и архитектора Б. Донецкого о создании мемориала на месте приземления первого космонавта отклика ни у властей, ни у населения не получили. Где уж нам думать о «вселенской» славе! Нам бы день прожить, да ночь продержаться, а там – хоть трава не расти.

Всего же на почти трехчасовом заседании секции было заслушано около 15 докладов и сообщений преподавателей ПАГС, работников областного музея краеведения, краеведов, студентов. «Как нас много», – заметила Тамара Петровна Фокина по этому поводу. «Так ведь нелегкая это работа – из болота тянуть бегемота», – прозвучал ответ.

Одним из наиболее насыщенных и полностью отвечающих названию секции явилось сообщение, обобщенно излагающее практику саратовского еженедельника «Богатей», который реализует проект, направленный на информационную поддержку эколого-краеведческой деятельности «Союза юных экологов Саратовской области», способствующей формированию позитивного имиджа региона. Проект, разработанный газетой, второй год подряд получает поддержку министерства информации и печати Саратовской области.

К сожалению, и этот ценнейший опыт в полной мере используют и развивают лишь сами структуры, которые пользуются информационной поддержкой. Власть же спит, как в известной игре «Мафия». Спит так крепко, что приходится сомневаться: «А только ли игру напоминает этот крепкий сон?». И как при этой власти можно реорганизовать «Гадюкино»?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3042009165122&oldnumber=482