"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (482) от 02.04.2009

Права граждан и человеческое достоинство

Александр ГРИШАНЦОВ

(Продолжение.

Начало в №№ 10 (480), 11 (481)

В недавние годы последняя черта приобрела особое значение со вступлением в Совет Европы новых демократических государств Центральной и Восточной Европы.

Европейская Конвенция по правам человека, ее протоколы гарантируют:

Право на:

– жизнь, свободу и неприкосновенность личности;

– справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;

– участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;

– свободу мысли, совести и религии;

– свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации);

– имущество и свободу распоряжаться собственностью;

– свободу собраний и объединений.

Запрещаются:

– пытки и бесчеловечное и унизительное обращение;

– смертная казнь;

– рабство и подневольный труд;

– дискриминация в реализации гарантированных конвенцией прав;

– выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;

– коллективное выдворение иностранцев (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Российская газета, № 67 от 07 апреля 1998 года).

Отдельные граждане и государства могут обращаться в Европейский суд по правам человека.

Судебная защита – наиболее эффективное и порой единственное средство восстановления нарушенных прав. Всеобщая декларация прав человека прямо закрепляет в статье 8, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Нельзя сказать, что право на судебную защиту – это право, данное конституцией или государством. В человеческом обществе с самых ранних ступеней его развития, еще до появления как таковых писаных или устных законов, люди «за правдой» обращались к третьим лицам – «Рассуди!». Право на судебную защиту – естественное право человека, «неотъемлемое свойство человеческой личности». (Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: уч. пос. для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997 г.)

Судебная власть, самостоятельная и независимая, основываясь на демократических принципах правосудия, призвана сделать возможность обращения за юридической помощью гражданам доступной и естественной. Для реализации гарантии судебной защиты государство создает систему судов; таким образом, судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т. е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.

Правосудие – это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия – защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления (Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина – ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003 г.).

Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе РФ» (Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// Российская газета, № 3 от 6 января 1997 года). Часть 2 статьи 4 данного закона четко определяет круг судебных органов – т. е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Таким образом, судебная система – это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем (федеральные суды и суды субъектов федерации). Судебную систему можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные и мировые. То есть в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Конституционный суд, находясь в судебной системе страны, занимает как бы отдельное место, поскольку он не является высшей или низшей инстанцией какого-либо федерального или суда субъекта федерации. Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (статья 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21.7.1994 № 1-ФКЗ// Российская газета № 138-139 от 23 июля 1994 года).

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (статья 125), Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3042009165550&oldnumber=482