"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (482) от 02.04.2009

Умом буддизма не понять…

Екатерина БОГДАНОВА

Не так уж часто зрителям Дома кино не хватает свободных мест. Последний раз такое случилось вечером в минувшую пятницу и, несмотря на весеннюю слякоть под ногами, оказалось более чем прогнозируемым событием. Просто в кинотеатре на Октябрьской состоялся первый и единственный в Саратове показ документального фильма режиссера Виталия Манского «Рассвет/Закат», посвященного духовному лидеру буддизма Далай Ламе XIV.

Упустить такой шанс продвинутая саратовская общественность, понятное дело, не могла. Потому и собралась, насколько это было возможно в силу определенной тесноты зала, в полном составе. Для не слишком пунктуальных поклонников документального жанра, к тому же не равнодушных к одной из популярнейших мировых религий, организаторам мероприятия пришлось даже подставлять стулья.

Кинодебют задержался ровно на столько, пока все места в зале не оказались заняты. До начала сеанса на нужную атмосферу собравшихся настраивали щедро воспроизводимые мантры и обильно расточаемые благовония. Последние, собственно, утвердились в зале надолго: и, надо сказать, что в небогатом кислородом помещении это было единственным, что с непривычки несколько омрачало впечатления от самого просмотра.

Как явствовало из анонса программы вечера, зрителям предстояла встреча с создателями кино. К сожалению, Виталий Манский к публике так и не вышел – просто потому, что приехать в Саратов не смог. Организаторы, кстати, выразили надежду на то, что в скором времени это недоразумение будет улажено, поскольку посетить губернию режиссер все же собирается. В его отсутствие фильм представляли молодой оператор-постановщик Ирина Шаталова и продюсер Алексей Кучеренко. Если недавняя выпускница ВГИКа во вступительной речи оказалась немногословной, то Кучеренко пространно поведал собравшимся историю создания киноленты, предварив свой рассказ весьма актуальной для сегодняшней документалистики ремаркой: «Фильм был создан благодаря энтузиазму людей. Это не заказ, не было каких-то спонсоров со стороны».

Но упоминать о низменно-материальном в разговоре об идее, замешанной на буддизме, было бы, и правда, несколько несуразным. В данном случае воплощению авторского замысла способствовала исключительно добрая воля самого главного героя ленты – Далай Ламы. «Когда его святейшество узнал, что фильм будет сниматься для России, он дал нам такой карт-бланш, какого не было ни у одной другой кинокомпании», – не преминул похвалиться Алексей Кучеренко.

Масштабные операторские труды, ради которых съемочной группе пришлось совершить путешествие в индийский город Джарамсалу, резиденцию Далай Ламы, на большом экране уместились в крохотную величину – 72 минуты. Собственно, если верить создателям фильма, в резиденции духовного лидера буддизма они провели всего один день. Эти двадцать четыре часа в сжатом варианте и предстают глазам зрителей в первой части «Рассвета/Заката». В ней Далай Лама совершенно не официозен и напоминает, скорее, эдакого добродушного главу семейства, не отказывающего себе в слабости в промежутках между занятиями фитнесом и просмотром телевизора за чашкой чая порассуждать о судьбах мира. Он превращает свое появление перед камерой в бесконечный монолог, в котором, посмеиваясь, говорит о реинкарнации, основах буддизма и будущем планеты. В частности, пытается донести с экрана мысль о том, что в сложившейся на Земле ситуации с перенаселенностью некоторым странам пора бы отбросить геополитические амбиции и начать делиться территориями. Как можно догадаться, речь, в основном, идет о России. По мысли Далай Ламы, на пустующие просторы нашей Родины неплохо было бы заселить китайцев – места в Китае им все равно уже не хватает.

Создатели фильма с этой мыслью соглашаются. Во второй части ленты, построенной на «путевых заметках», сделанных на обратной дороге съемочной группы в Россию через Китай, камера фиксирует толпы людей, непостижимую высоту китайских небоскребов и урбанистическую тесноту улиц. В качестве контраста дан российский пейзаж, наблюдаемый из окна поезда – сплошь пустынные равнины, лишь кое-где возделанные человеком. При столкновении с очевидными фактами никакой возможности для инакомыслия у зрителя не остается. И лишь глубоко в подсознании пульсирует вопрос: что будет с нацией, почти не воспроизводящей население, если страну заполонят шустрые выходцы из Азии?

Что ж, операторским искусством Ирины Шаталовой можно лишь восхититься. Фильм снят грамотно, живо и не избито. Сценарий авторства Виталия Манского также заслуживает похвалы. А вот режиссерское видение сути картины исподволь вызывает вопросы. Можно поздравить режиссера с тем, что с задачей изобразить Далай Ламу в неформальной обстановке он справился. Но неужели это главная цель, которую преследовал Виталий Всеволодович? С трудом в это верится. Хочется найти единый потаенный смысл в усмешках героя фильма, его плавно перетекающих из одного в другое рассуждениях, но… К концу фильма эти поиски оставляют на душе какую-то детскую обиду: слишком велико ощущение режиссерской недосказанности, отсутствие целостности в увиденном…

Стоит ли удивляться тому, что своим появлением «Рассвет/Закат» добавил очередной парадокс в копилку российского документального жанра? Ведь участник нескольких специализированных кинофестивалей, по выражению Алексея Кучеренко, «еще только находит свою аудиторию в России». На самом деле, лента уже давно лежит на «Первом канале». Телевизионщики приняли ее благосклонно, однако транслировать не торопятся. По словам Алексея, руководство канала объясняет такую нерасторопность некими «политическими причинами», совокупность которых то и дело заставляет их откладывать показ на потом.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3042009165617&oldnumber=482