"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (483) от 09.04.2009

Роскошь Общения

«Вызов судьбы» Ансара Халилуллина

Екатерина БОГДАНОВА

Приглашенный саратовской академдрамой столичный режиссер Ансар Халилуллин заканчивает работу над спектаклем «Условные единицы» по одноименной пьесе современного драматурга Виктории Никифоровой. За несколько дней до сдачи, в это самое сокровенное для режиссера время, «Богатей» беседует с московским гостем о том, что от времени никак не зависит.

Корр.: Ансар, хотя бы в двух словах объясните тем, кто не открывал текст пьесы, о чем Ваш новый спектакль?

А. Халилуллин: Он о современных мужчине и женщине. Об утрате романтических ощущений в нашей жизни. Для мужчин стало проблемой признаться в любви, да и сама любовь стала непрактичной. Сегодняшний гламурный мир предлагает массу способов решения личных проблем и призывает жить и действовать по этим рекомендациям. И вроде бы обещает сделать людей счастливыми. Только не у всех это получается. Для достижения счастья как раз-таки надо освободиться от всей этой шелухи и не ориентироваться на готовые рецепты и быть искренним в своих чувствах.

Корр.: Но ведь над этой историей можно не только поплакать, но и посмеяться. Какова будет режиссерская позиция: пожалеть героев или высмеять их?

А. Халилуллин: Выставлять героев на посмешище я ни в коем случае не собираюсь. Но некое иронически-трагическое отношение к ним хотелось бы у зрителя вызвать. Понятно, что люди, разучившиеся строить личную жизнь, в своих попытках избавиться от одиночества бывают забавны. Иногда первое свидание становится для них серьезнейшей проблемой. Вплоть до появления мыслей о самоубийстве, когда что-то складывается не так, как им того хотелось бы.

Корр.: Какую жанровую разновидность в итоге увидит зритель?

А. Халилуллин: Вообще это трагикомедия. Но мы решили не обозначать жанр жестко, а оставили, как было у автора – «пьеса про любовь». А финал у спектакля предполагается открытый. Пусть зрители сами додумают, что из всего этого может получиться.

Корр.: В постановке заняты сразу оба «брэнда» академдрамы: Эльвира Данилина и Игорь Баголей. Случай тут не при чем?

А. Халилуллин: Изначально была затея сделать спектакль под двух ведущих артистов. Это было предложение театра, от которого я не отказался.

Корр.: Действующих лиц в пьесе всего два. Ставить спектакль с таким количеством актеров легче или, наоборот, сложнее?

А. Халилуллин: Я бы не сказал, что есть какая-то разница. Главное, понимать, что если на сцене два актера, то они должны иметь на это право: уметь на протяжении двух-двух с половиной часов оставаться интересными зрителю. Я думаю, что и Игорь, и Эльвира это право имеют.

Корр.: Но, насколько я знаю, дополнительные персонажи на сцене все же появятся?

А. Халилуллин: Я вообще не сторонник выпуклой, постановочной режиссуры, но не представляю, как обойтись без эпизодических актеров. Мы их обозначили так: лица, возникающие в мечтах, фантазиях и галлюцинациях главных героев.

Корр.: А каким будет сценическое оформление постановки?

А. Халилуллин: Герои достаточно благополучны: у них хорошая работа, хорошие заработки. В свою очередь, декорации обозначают некое пространство их жизни – современное и небедное. В частности, будут ноутбуки, «плазмы», беговая дорожка. Я не вникал в это, но, по-моему, все покупали специально под спектакль.

Корр.: У Вас на столе внушительные стопки дисков. Судя по названиям, все – классика «ретро»? Это, случайно, не следы экспериментов над музыкальным сопровождением действа?

А. Халилуллин: Вы угадали. Скажу, что подбор музыки был мучительным. В качестве варианта рассматривались и классические вещи, но с ними не сложилось. Сама автор предлагала темы двадцатых-пятидесятых годов. Тоже не вышло – получался какой-то «компот». И мы решили, что на сцене будут играть «Битлз», «АББА», некоторые другие группы – вообще все то, что герои помнят из своей юности.

Корр.: Сдача спектакля уже вот-вот. Каждый режиссер переживает и отслеживает это событие по-своему. Какой наблюдательный пункт обычно занимаете Вы?

А. Халилуллин: Мое место всегда у будки осветителя или звукорежиссера – в разных театрах по-разному. Удача, когда можно видеть еще и зрительный зал, наблюдать за реакцией. Но смотреть из зала для меня тяжело. Кто-то почешется, кто-то чихнет, а у тебя уже предынфарктное состояние.

Корр.: Значит ли это, что саратовским зрителям искать Вас в зале будет бесполезно?

А. Халилуллин: За этот спектакль я буду очень переживать, потому что для меня он как испытание, вызов судьбы. Пьеса своеобразная, сложная. Для меня она, как собирание пазла. Какие-то старые приемы в работе с этой пьесой уже не срабатывают. Поэтому не знаю, чем все это кончится. Вообще, каждая репетиция, как поход к зубному врачу. Хотелось бы приходить к нему радостно и весело. Но так не получается, потому что каждую секунду нужно решать какие-то проблемы. Вот сейчас я ломаю голову над тем, как из одной сцены – а их всего восемнадцать – перейти в другую, учитывая массу нюансов. Главное не потерять зрительское внимание.

Корр.: Расскажите о своих ближайших творческих планах. Слышала, что у Вас очень плотный гастрольный график?

А. Халилуллин: Это так. Сразу после Саратова я еду в Тверь. Буду ставить в Тверском ТЮЗе «Недоросль» Фонвизина.

Корр.: Насколько я понимаю, целевой аудиторией спектакля будет молодой зритель? Не слишком ли это тяжелое произведение для современных подростков?

А. Халилуллин: Может быть. Но мысли там хорошие, хотя и затертые. Задача театра сегодня – донести их до молодежи. Надо найти для этого какой-то способ.

Корр.: В своих интервью Вы упоминали о том, что гастролируете по театрам с собственным списком пьес. Что на сегодняшний день стоит в нем на первых строчках?

А. Халилуллин: У меня большая проблема с пьесой Гольдони. Все хочу поставить «Кьоджинские перепалки», но уже в двух театрах по разным причинам не сложилось. И теперь нужно либо забыть об этом раз и навсегда, либо все-таки взять и сделать. Еще хотелось бы повторить некоторые из своих старых спектаклей, уже на новом этапе.

Корр.: В Саратове Вы уже во второй раз. Помимо дороги к театру и обратно, у Вас уже успели появиться какие-то излюбленные маршруты?

А. Халилуллин: К сожалению, я нахожусь в таком напряжении, что нет сил даже сходить на спектакль. Так что в городе бываю мало. А поначалу мне очень нравилось с утра в выходные дни, когда народу поменьше и потише, покружить по старому центру. Я вообще люблю старину. В Москве этого уже не хватает.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8042009192713&oldnumber=483