Официальный сайт
|
|
Екатерина БОГДАНОВА
Приглашенный саратовской академдрамой столичный режиссер Ансар Халилуллин заканчивает работу над спектаклем «Условные единицы» по одноименной пьесе современного драматурга Виктории Никифоровой. За несколько дней до сдачи, в это самое сокровенное для режиссера время, «Богатей» беседует с московским гостем о том, что от времени никак не зависит.
Корр.: Ансар, хотя бы в двух словах объясните тем, кто не открывал текст пьесы, о чем Ваш новый спектакль?
А. Халилуллин: Он о современных мужчине и женщине. Об утрате романтических ощущений в нашей жизни. Для мужчин стало проблемой признаться в любви, да и сама любовь стала непрактичной. Сегодняшний гламурный мир предлагает массу способов решения личных проблем и призывает жить и действовать по этим рекомендациям. И вроде бы обещает сделать людей счастливыми. Только не у всех это получается. Для достижения счастья как раз-таки надо освободиться от всей этой шелухи и не ориентироваться на готовые рецепты и быть искренним в своих чувствах.
Корр.: Но ведь над этой историей можно не только поплакать, но и посмеяться. Какова будет режиссерская позиция: пожалеть героев или высмеять их?
А. Халилуллин: Выставлять героев на посмешище я ни в коем случае не собираюсь. Но некое иронически-трагическое отношение к ним хотелось бы у зрителя вызвать. Понятно, что люди, разучившиеся строить личную жизнь, в своих попытках избавиться от одиночества бывают забавны. Иногда первое свидание становится для них серьезнейшей проблемой. Вплоть до появления мыслей о самоубийстве, когда что-то складывается не так, как им того хотелось бы.
Корр.: Какую жанровую разновидность в итоге увидит зритель?
А. Халилуллин: Вообще это трагикомедия. Но мы решили не обозначать жанр жестко, а оставили, как было у автора – «пьеса про любовь». А финал у спектакля предполагается открытый. Пусть зрители сами додумают, что из всего этого может получиться.
Корр.: В постановке заняты сразу оба «брэнда» академдрамы: Эльвира Данилина и Игорь Баголей. Случай тут не при чем?
А. Халилуллин: Изначально была затея сделать спектакль под двух ведущих артистов. Это было предложение театра, от которого я не отказался.
Корр.: Действующих лиц в пьесе всего два. Ставить спектакль с таким количеством актеров легче или, наоборот, сложнее?
А. Халилуллин: Я бы не сказал, что есть какая-то разница. Главное, понимать, что если на сцене два актера, то они должны иметь на это право: уметь на протяжении двух-двух с половиной часов оставаться интересными зрителю. Я думаю, что и Игорь, и Эльвира это право имеют.
Корр.: Но, насколько я знаю, дополнительные персонажи на сцене все же появятся?
А. Халилуллин: Я вообще не сторонник выпуклой, постановочной режиссуры, но не представляю, как обойтись без эпизодических актеров. Мы их обозначили так: лица, возникающие в мечтах, фантазиях и галлюцинациях главных героев.
Корр.: А каким будет сценическое оформление постановки?
А. Халилуллин: Герои достаточно благополучны: у них хорошая работа, хорошие заработки. В свою очередь, декорации обозначают некое пространство их жизни – современное и небедное. В частности, будут ноутбуки, «плазмы», беговая дорожка. Я не вникал в это, но, по-моему, все покупали специально под спектакль.
Корр.: У Вас на столе внушительные стопки дисков. Судя по названиям, все – классика «ретро»? Это, случайно, не следы экспериментов над музыкальным сопровождением действа?
А. Халилуллин: Вы угадали. Скажу, что подбор музыки был мучительным. В качестве варианта рассматривались и классические вещи, но с ними не сложилось. Сама автор предлагала темы двадцатых-пятидесятых годов. Тоже не вышло – получался какой-то «компот». И мы решили, что на сцене будут играть «Битлз», «АББА», некоторые другие группы – вообще все то, что герои помнят из своей юности.
Корр.: Сдача спектакля уже вот-вот. Каждый режиссер переживает и отслеживает это событие по-своему. Какой наблюдательный пункт обычно занимаете Вы?
А. Халилуллин: Мое место всегда у будки осветителя или звукорежиссера – в разных театрах по-разному. Удача, когда можно видеть еще и зрительный зал, наблюдать за реакцией. Но смотреть из зала для меня тяжело. Кто-то почешется, кто-то чихнет, а у тебя уже предынфарктное состояние.
Корр.: Значит ли это, что саратовским зрителям искать Вас в зале будет бесполезно?
А. Халилуллин: За этот спектакль я буду очень переживать, потому что для меня он как испытание, вызов судьбы. Пьеса своеобразная, сложная. Для меня она, как собирание пазла. Какие-то старые приемы в работе с этой пьесой уже не срабатывают. Поэтому не знаю, чем все это кончится. Вообще, каждая репетиция, как поход к зубному врачу. Хотелось бы приходить к нему радостно и весело. Но так не получается, потому что каждую секунду нужно решать какие-то проблемы. Вот сейчас я ломаю голову над тем, как из одной сцены – а их всего восемнадцать – перейти в другую, учитывая массу нюансов. Главное не потерять зрительское внимание.
Корр.: Расскажите о своих ближайших творческих планах. Слышала, что у Вас очень плотный гастрольный график?
А. Халилуллин: Это так. Сразу после Саратова я еду в Тверь. Буду ставить в Тверском ТЮЗе «Недоросль» Фонвизина.
Корр.: Насколько я понимаю, целевой аудиторией спектакля будет молодой зритель? Не слишком ли это тяжелое произведение для современных подростков?
А. Халилуллин: Может быть. Но мысли там хорошие, хотя и затертые. Задача театра сегодня – донести их до молодежи. Надо найти для этого какой-то способ.
Корр.: В своих интервью Вы упоминали о том, что гастролируете по театрам с собственным списком пьес. Что на сегодняшний день стоит в нем на первых строчках?
А. Халилуллин: У меня большая проблема с пьесой Гольдони. Все хочу поставить «Кьоджинские перепалки», но уже в двух театрах по разным причинам не сложилось. И теперь нужно либо забыть об этом раз и навсегда, либо все-таки взять и сделать. Еще хотелось бы повторить некоторые из своих старых спектаклей, уже на новом этапе.
Корр.: В Саратове Вы уже во второй раз. Помимо дороги к театру и обратно, у Вас уже успели появиться какие-то излюбленные маршруты?
А. Халилуллин: К сожалению, я нахожусь в таком напряжении, что нет сил даже сходить на спектакль. Так что в городе бываю мало. А поначалу мне очень нравилось с утра в выходные дни, когда народу поменьше и потише, покружить по старому центру. Я вообще люблю старину. В Москве этого уже не хватает.
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8042009192713&oldnumber=483