"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (484) от 16.04.2009

Поколение Next выбирает музыку

Светлана ТЕНЕТКО

Программой «Поколение Next» филармония продолжила серию вечеров по четвергам в половине седьмого «На перекрестке жанров». Проект, задуманный как музыкальный салон, был запущен в феврале этого года и уже снискал популярность и своего зрителя. Одна из целей проекта – возрождение концертов пока только малых коллективов и солистов филармонии в стенах камерного зала. За прошедшие месяцы саратовцы встретились с «Балаганом», «Бриджем», увидели сольные программы Инги Мысовской и др.

Не для кого не секрет, что известные исполнители собирают полные залы, стоит вспомнить концерты Натальи Гутман, Элисо Вирсаладзе, Даниила Крамера. А вот те, кто еще не «засветился» на телевидении, вряд ли привлекут внимание достопочтенной публики. Об этом в начале вечера, предваряя программу, говорил художественный руководитель филармонии, заслуженный артист России Анатолий Кац. Но ведь новое поколение музыкантов есть, и не все они пока еще широко известны, хотя на международных конкурсах российские музыканты не уступают своим коллегам из-за рубежа.

Саратовская филармония, дабы «восстановить справедливость», решила начать знакомить зрителей с новыми, молодыми исполнителями. И первое такое знакомство произошло на «местном материале» – молодых музыкантах академического симфонического оркестра филармонии. Идея вывести молодых исполнителей с такой программой принадлежит директору симфонического оркестра Ирине Ромашовой. Музыкантов пока еще не видно в первых рядах оркестра из партера, но это будущее оркестра, его молодая смена.

Благодаря великолепному рассказчику Анатолию Кацу, знакомство с исполнителями и их инструментами проходило в камерной, поэтическо-салонной атмосфере. Несмотря на предложение Анатолия Иосифовича пришедшим на концерт задавать свои вопросы, возникающие по ходу программы, исполнителям, зрительный зал сидел, как завороженный, взрываясь громом аплодисментов после каждой пьесы. На мой взгляд, калейдоскоп совершенно разных по звучанию инструментов, а для некоторых и новых композиторов (таких, например, как Эжен Бозза; как оказалось, у волторны есть свои композиторы, которые пишут в основном только для этого инструмента) требовал большего времени для осмысления увиденного и услышанного.

Не успеваешь отойти от Паганини, как на тебя обрушиваются «Полет шмеля» Римского-Корсакова и вокальное исполнение «Венской крови» Штрауса. И в заключение – как апофеоз – «Голубая рапсодия» Гершвина для этого небольшого оркестра из двух скрипок, волторны, контрабаса и виолончели, кларнета и тромбона, аккордеона и фортепиано. Несмотря на существование множества вариантов переложений этого произведения, для такого состава, каким играли его в программе «Поколение Next», аранжировок не было. Поэтому Павел Мангасарян, как выдавший идею сыграть Гершвина, и сделал все аранжировки (ведь аранжировки – это, можно сказать, его конек). Достаточно вспомнить концерт «Рапсодия в стиле танго», прошедший в этом сезоне (см. «Богатей» № 7 (477) от 26.02.2009 г.).

Весь вечер за роялем в роли аккомпаниатора была замечательная пианистка и очаровательная женщина, солистка филармонии, заслуженная артистка России Ирина Соколова. Как рассказала Ирина, репертуар ребята подбирали сами, все они (за исключением Антона Соломатина и Михаила Лобова) студенты консерватории разных курсов, а представленные произведения – то, что у них сделано в консерватории.

Наверное, с духовиками работать было немного труднее, делится Ирина, так как за все время работы никогда ей не приходилось этого делать. У них свои композиторы, и качество звука должно быть выбрано другое. Но интересно было со всеми, потому что они искренние и им так хочется играть. Ребятам всем без исключения хотелось показать себя во всей красе, и некоторые приносили на каждую репетицию новые произведения. Программа была подготовлена, по словам Ирины Соколовой, «просто за неприлично короткое время». Это уже говорит о мастерстве молодых исполнителей.

В заключение буквально несколько слов о каждом из молодых участников концерта, потому что все они уже грамотные, состоявшиеся музыканты. Когда они начинают играть, то меняются буквально на глазах: лица становятся одухотворенными, начинают светиться изнутри, сливаясь со звуками музыки.

Антон Соломатин (скрипка) потомственный музыкант. По словам самого Антона, скрипку он выбрал сам: на рояле просто не захотел, а виолончель показалась ему очень большой. Правда, через год музыкалку он благополучно бросил, а еще через полтора все же вернулся к скрипке.

Игорь Пономарев (волторна), несмотря на молодость, уже сыграл со многими известными дирижерами, одним из которых был Мстислав Ростропович. Кларнетист Михаил Лобов (музыкант симфонического оркестра и духового оркестра «Волга-Бэнд») с оркестрами объездил почти пол-Европы. Отказался от участия в Швеции в конкурс на место второго кларнета.

Евгения Каплун (сопрано), солистка филармонии. Обладательница чудесного лирико-колоратурного сопрано, лауреат конкурса «Молодые дарования России».

Виолончелистка Кристина Крылатова, победительница конкурса Кнушевицкого, считает виолончель женским инструментом. Поступила в музучилище еще учась в девятом классе общеобразовательной школы.

Игорь Губанов (контрабас) держит гармоническую основу в оркестре. Его инструмент позволяет носить ноты прямо в контрабасе, что довольно удобно.

Тромбон Эльдара Хамидуллина – один из самых страстных инструментов в оркестре. Если бы Петрарка играл на тромбоне так же, как Эльдар, у него с Лаурой было бы все в порядке. Тромбон весьма полезный инструмент и с точки зрения здоровья: развивает диафрагмальное дыхание, что является профилактикой астмы, во всяком случае, так считают некоторые музыканты.

Бас Виктор Куценко (уроженец Борисоглебска) – студент консерватории. Запел с раннего детства и сразу басом. Мечтает об оперной карьере. Поет не в полную громкость, опасаясь падения осветительных приборов в зале.

Павел Павлик (волторна) мечтал играть на саксофоне, но, придя в музыкальную школу, увидел волторну и влюбился с первого взгляда. Роман с волторной продолжил в консерватории.

Скрипка Алексей Киселев о себе скромно написал: пятый пульт, вторая скрипка.

Каждое поколение о следующем говорит, что, мол, мы были лучше, романтичнее, духовнее, время было лучше, солнце светило ярче. А это поколение next дает право сказать, что у нас есть будущее.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042009174011&oldnumber=484