"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (484) от 16.04.2009

Книжная Полка

России необходимо духовное обновление

Александр НИКИТИН

Прочитав в газете «Богатей» (№ 10 от 19.03.2009 г.) статью Ю. Чернышова о презентации книги С. Антоненко «Мормоны в России. Путь длиной в столетие», я не смог удержаться, чтобы ее не прочитать. И признаюсь честно, не пожалел об этом. Книга более чем интересна и содержит много фактологического материала, дающего обильную пищу для критического осмысления роли и значения мормонов для современности и в частности для будущего России.

Знакомясь в книге с историей возникновения в России церковной общины мормонов, я невольно в первую очередь обращал свое внимание на очень важнейшую сторону образа жизни членов этой церкви: их отношение к государству, обществу и предпринимательской деятельности.

Что касается догматического учения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, то, с моей точки зрения, здесь нет принципиального различия с другими христианскими Церквями, если не считать веры в получение божественного откровения ныне живущими пророками церкви. На мой взгляд, положительные результаты, которые достигнуты членами этой церкви в отношениях с социумом, за свою непродолжительную историю не могут не впечатлять.

На стр. 66–67 книги приведен текст «Символа веры» мормонов. Для лучшего понимания отношения мормонов к обществу, государству и закону некоторые из положений «Символа» следует привести полностью:

«11. Мы заявляем за собой привилегию поклоняться Богу всемогущему согласно голосу нашей совести и предоставляем всем людям ту же привилегию: пусть поклоняются как, где или чему им угодно.

12. Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям и судебным властям и в соблюдение, почитание и поддержание закона.

13. Мы верим, что должны быть благожелательными, добродетельными и делать добро всем людям; воистину мы можем сказать, что следуем наставлениям Павла (см. 1-е Послание апостола Павла к Коринфянам, 13.7 – Прим. автора); мы всему верим, на все надеемся; мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести все. Если есть что-либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы, мы стремимся ко всему этому».

В книге интересно описывается история становления Церкви. 6 апреля 1830 г. была учреждена Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в том виде, который имела она во времена первых апостолов. Однако начавшиеся гонения заставили приверженцев новоявленного пророка Джозефа Смита бросить свои дома, нажитое имущество и переехать на новое место жительства.

Выкупив в 1838 году болотистую землю на реке Миссисипи, мормоны своим трудом, без поддержки государства, осушили болота, основали город Наву, который скоро превратился в крупнейший и самый цветущий и развивающийся город штата Иллинойс.

Однако и тут начались гонения. Основатель Церкви пророк Джозеф Смит был убит. Построенный мормонами в Наву обширный и оригинальный по архитектуре храм сожжен и разрушен. И снова мормоны, побросав свои дома и нажитое имущество, отправились осваивать новое место, которое они нашли в пустынной горной местности у Соленого озера. Там ими был основан город Солт-Лейк-Сити, а затем новый штат Юта.

«Город Соленого Озера поражает не только одним своим видом…, но и почти совершенным отсутствуем бедных», – приводится в книге наблюдение нашего соотечественника М.М. Ковалевского, записанное им в конце XIX-го века.

Финансовая помощь нуждающимся, а также покрытие всевозможных расходов на социально-демографические, образовательно-культурные, религиозно-миссионерские, хозяйственно-экономические и прочие нужды осуществляется из ряда достаточно богатых Фондов, созданных за счет выплат всеми членами Церкви десятины со всех видов экономической, предпринимательской, хозяйственной и прочей деятельности. Эти священные для мормонов денежные средства используются ими только для общественно значимых целей. Ни один из церковных руководителей мормонов не получает заработную плату от Церкви и не находится на ее содержании.

Сегодня штат Юта, населением 2,6 млн человек, из которых только 1,8 млн являются мормонами, один из самых динамично развивающихся штатов США. С 1985 по 2000 годы в США шел мощный экономический подъем. При этом самые высокие темпы развития, как вы уже догадались, показал мормонский штат Юта, имевший в течение всех 15-ти лет 6,3 % экономического прироста в год. За 15 лет ВВП штата вырос в 2,5 раза. В штате самая низкая преступность в США, а возможно даже, что и во всем мире.

Не обходит автор книги и вопрос о многоженстве мормонов, подробно описывая, как оно возникло и в связи с чем, когда и по каким причинам Церковь мормонов от многоженства отказалась. Но даже при отсутствии многоженства данные о средней численности детей в семьях мормонов, равные от пяти и выше, привлекают к себе внимание читателей.

Это тем более интересно, что в России надвигается обвал русской нации. В публикациях сообщаются следующие цифры. Из 41 млн российских семей 48 % не имеют детей (19,7 млн семей), 24 % имеют 1-го ребенка (9,8 млн), 15 % имеют 2-х детей (6,2 млн) и только 3 % семей имеют 3-х и более детей (1,2 млн). Официальный коэффициент фертильности на одну женщину в России равен 1,3. Нужно иметь в виду, что родильный дом России – это Северный Кавказ. Для русских женщин коэффициент фертильности равен 0,6 и, возможно, даже ниже. Из 141 млн жителей России русских примерно 100 млн (71 %), а русских детей рождается не более 35–40 %. Через два поколения (40 лет), если положение не изменится, русские будут в очень большом меньшинстве. Их будет в России меньше 10 %.

Заслуживает пристального внимания возлагаемая Церковью обязанность на своих членов постигать в течение всей своей жизни мудрость, стремясь к образованию, приобретению специальности и развитию науки. В штате Юта действуют лучшие в Северной Америке образовательные учреждения и один из лучших и самый большой Университет Бригама Янга (г. Прово, 75 км от Солт-Лейк-Сити), в котором обучается различным специальностям около 30 тысяч студентов. Помимо образовательных, Церковь мормонов также поддерживает и научно-исследовательские программы: от медицинских до социологических и историко-теологических.

Прочитав книгу, невольно вслед за автором задаешь себе вопрос: что, собственно говоря, плохого в том, что мормоны не пьют, не курят, каждый понедельник обязательно проводят в семье, лично честны, добросовестные работники, законопослушны, нацелены на успех уже в этой жизни? И отчего среди россиян так сильно неприятие этих людей, хотя придерживаться подобного образа жизни нам, русским людям, необходимо хотя бы для того, чтобы просто не вымереть и сохранить себя как русский народ.

Неужели мы, русские люди, если будем вести образ жизни подобный образу жизни мормонов, утратим свою индентичность и самобытность? Неужели наша идентичность и самобытность и заключается только в том, чтобы считать себя духовно богатыми православными и одновременно со спокойной совестью и наслаждением пьянствовать, развратничать, воровать, сквернословить и драться?

Не знаю, как вы, уважаемые читатели, но я верю в предсказание ясновидящей Ванги и гарабандальское пророчество пресвятой девы Марии о том, что Россия обязательно духовно возродиться, что у нее великое будущее.

В свое время Россия приняла христианство от загнивающей от рабства Византии. И несмотря на то, что центр русской православной церкви почти шестьсот лет находился за морем в Константинопле, Русь превратилась в мощную славянскую православную империю. Правда, русская специфика православия не охранила нас ни от пугачевщины, ни от кровавых гражданских войн, ни от всеобщего атеизма, ни от криминальной революции с разгулом бандитизма и воровства в уже совсем недавней истории.

Возможно, что, восприняв здоровый и оптимистический образ жизни членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Россия сумеет отряхнуть с себя опутавшие ее ноги, руки и голову, как паутина, ветхие предания и, обновившись новым учением духовно, двинется в цивилизацию семимильными шагами.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042009174052&oldnumber=484