"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (485) от 23.04.2009

Проблема

«Неизвестный» театр

Светлана ТЕНЕТКО

«Видели ли Вы спектакли детского эстрадного театра «Арт-Ревю», – с этим вопросом я обращалась ко всем своим друзьям

и знакомым, имеющим детишек различного возраста. Ответ был более чем неутешительным: «А что это за театр? Это что-то

новое? Откуда он?» Так получается, что театр, приближающийся

к своему совершеннолетию по возрастным меркам,

с утратой филармонией своих залов оказался неизвестным

для юного поколения саратовцев.

Неожиданное знакомство с «Арт-Ревю» произошло в январе этого года (см. «Богатей» № 3 (473) от 29.01.2009 г. «Филармонические сказки») в рамках запущенного филармонией детского проекта «От трех до десяти». Правда, как оказалось, в копилке театра, кроме спектакля для самых маленьких «Сказка про Дракошу и его друзей», существует еще два спектакля: «Приключения любопытного Волшебника» и «Сказка про солдата Игната и Змея лютого». А вот с этими спектаклями выходит небольшая загвоздка – камерный зал филармонии не отвечает необходимым техническим требованиям для показа этих спектаклей, и посмотреть их могут разве что ученики школ, которым посчастливилось иметь просторные актовые залы. Вот только много ли таких школ наберется по Саратову?

Во всей этой истории в выигрыше оказалась, пожалуй, область. Именно там, по большей части, гастролирует «Арт-Ревю». Нести прекрасное в массы дело, несомненно, важное, нужное и благородное. С культурой на селе и в области дело обстоит, наверное, не так хорошо, как в Саратове: ни тебе театров, филармонии и прочих глобальных очагов, несущих доброе, вечное подрастающему и старшему поколению.

«Почему бы не показать этот театр на площадке «эконома», где довольно часто выступает тот же «Волга-Бэнд»? – спросите вы. Не так-то все просто, дорогой мой читатель. Начнем с того, что аренда зала, как вы понимаете, стоит определенного количества рублей, а билеты на спектакли «Арт-Ревю» стоят в два-три раза дешевле, чем в любой из центральных кинотеатров, потому надо организовать наши «весьма инертные школы и нерадивых педагогов», дабы они вывезли своих подопечных на встречу с прекрасным. А как же другие детские театры? – спросите вы. Это уже совсем другая история.

Артисты «Арт-Ревю» готовы играть хоть каждый день, но не тут-то было. Филармония – организация бюджетная, и денег тот самый бюджет выделяет на все про все ровно столько, сколько запланировано. Вот от выделенной суммы и приходится руководству «плясать»: тут тебе и зарплата, и новые костюмы (по дошедшим до нас сведениям, только семьдесят тысяч ушло на оформление спектакля «Приключения любопытного Волшебника»), и ремонт, и еще много чего. В высоких кабинетах, в которых делят бюджетные деньги, решается, сколько спектаклей или концертов должен дать тот или иной коллектив. Вот и получается палка о двух концах: и меньше нельзя, и больше не моги – бюджет не резиновый, и оплата «сверхнормативного окультуривания» в нем не предусмотрена. Правда, как рассказала нам директор филармонии Светлана Краснощекова, уже ведутся переговоры с ГЦНК и экономическим университетом об аренде залов в летний период. Возможно, хоть летом удастся саратовской детворе вместе с родителями посмотреть спектакли театра «Арт-Ревю».

А посмотреть есть на что. По словам руководителя «Арт-Ревю», заслуженного артиста России Романа Бранта, театр не ставит перед собой задачу «изобрести велосипед». Наверное, поэтому и в сюжетах спектаклей, и в костюмах, и в декорациях нет излишней вычурности и помпезности. Принцессочка в платьице с панталончиками, король при мантии и троне, как полагается («Приключения любопытного Волшебника»), солдат – так с саблей, в мундире и кивере. Правда, вот со Змеем неувязочка вышла: никак не похож он на привычного нам Горыныча, да и как ему, бедолаге, эмигранту с Востока, невесть как залетевшему в русскую глубинку, не злобствовать.

Ширма, на фоне которой происходят все действия сказок, из тронного зала тут же превращается в корабельную палубу, крепостную стену («Приключения любопытного Волшебника»), а избушка Бабы-Яги, у которой кроме печки уже «ничаво нету», легким движением занавеса становится дремучим лесом, в котором живет Змей («Сказка про солдата Игната…»).

Ни один из персонажей сказок не вызывает однозначных оценок. Жаль папочку Короля и его придворных, пляшущих под дудку домашнего монстра – капризной и порой жестокой Принцессочки, затиранившей всех своими капризами. Знакомая ситуация, не правда ли? И слова «сгореть от стыда» в сказке приобретают вполне реальное воплощение («Приключения любопытного Волшебника»).

Сочувствие вызывают даже такие отрицательные по сценарию персонажи, как Баба-Яга и Змей. Одна по лености своей извела свою избушку на дрова («одна только печка и осталась»), а жадность да скаредность гостей и друзей не прибавляет, вот и осталась одна – характер и до этого был не «сахар», а тут совсем испортился. Зато как прихорошилась и расцвела Яга от комплиментов солдата Игната! Даже Змея пожалеть временами хочется: мало того, что в русский лес залетел, так в нашем-то климате с непривычки аллергию заработал. Стал бедолага лечиться народной медициной, да не учел, что природа – организм тонкий и легко ранимый. Порушил всю экологическую систему леса. Тоже весьма знакомая ситуация.

А уж фразочка, что «капля никотина убивает даже такого Змея, как я» – лучше всякой антитабачной рекламы и для детей, и для их родителей.

Несколько старых сказок, объединенные в одну («Сказка про солдата Игната…» по сказке Бориса Федотова «В воде не тонет, в огне не горит»), приобретают новое и вполне современное звучание, история о любопытном Волшебнике вполне может стать своеобразным пособием по воспитанию «Как маленького тирана превратить в ребенка».

«Приключения любопытного Волшебника» и «Сказка про солдата Игната и Змея лютого», в отличие от «Дракоши и его друзей», более академичны, но и в них присутствуют петрушечные куклы и эстрадные номера (жонглирование, ростовая кукла) показывая разножанровость этого необычного театра.

Маленькая труппа «Арт-Ревю» (всего-то шесть человек) – и артисты, и рабочие сцены, и мастера по созданию кукол, и сценаристы – эдакие многостаночники на все руки. Им нравится играть в куклы, в переодевания, показывать фокусы, развлекая детишек и заряжаясь от их улыбок, горящих глазенок новыми идеями и радостью жизни. Пользуясь случаем, дорогие читатели, представляю вам артистов детского эстрадного театра «Арт-Ревю».

Александр Хрусталев, как бывший культпросветовец, несет в массы в прямом смысле слова свет, звук и все, что можно нести.

Александр Троицкий в труппу театра влился в начале этого сезона и сразу «засветился» в нескольких главных ролях. Педагогическую карьеру продолжает на театральных подмостках, совершенствуясь в волшебстве и клоунаде.

Галина Смирнова заболела театром в юности в цирковой студии. Продолжительное «лечение» работой воспитателем в детском саду не помогло. Жонглирует всем, что можно подбросить, «змеиную кожу» легко меняет на мундир Министра Финансов.

Анна Низовая – дипломант регионального конкурса молодых исполнителей. Эстрадный вирус получила по наследству. Виртуозно гадает и, как истинная Принцесса, всегда сумеет добиться своего.

Заслуженная артистка России Татьяна Елисеева работала в театре «Микро» Льва Горелика. Даже скучнейший финансовый отчет прочитает, как поэму.

И, наконец, еще один «птенец гнезда Горелика», любящий эстраду нежно и трепетно, заслуженный артист России Роман Брант – он же художественный руководитель театра, он же главный режиссер, он же автор и исполнитель, по совместительству папочка Король.

Для этих шестерых вся жизнь – игра. Наверное, поэтому так называется эстрадный дивертисмент, который труппа театра «Арт-Ревю» покажет в камерном зале филармонии 23 апреля, но уже для взрослых. Несмотря на все предпринятые ухищрения вызнать, что же будет представлено зрителям, – не удалось. Единственной просочившейся информацией стали сведения о том, что мэтр саратовский эстрады Лев Григорьевич Горелик намеревается принять участие в этом концерте.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23042009153258&oldnumber=485