"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (485) от 23.04.2009

«Живи и помни». 25 лет спустя

Ксения БАТУЗОВА

16 апреля мне довелось побывать на литературном вечере в филармонии. «Литературные среды», придуманные и осуществленные актрисой Валентиной Бакулиной, рассчитаны на тонкого ценителя такого жанра, как художественное чтение. Проходят «среды» исключительно

в холодное время года, по всей видимости потому, что ни дача, ни пляжные радости в этот период недоступны, и ум более настроен на спокойное, вдумчивое, интеллектуальное времяпрепровождение.

Концерт был построен своеобразно: отрывки прозы, читаемые актрисой, чередовались с песнями и инструментальной музыкой. По словам Валентины, этот жанр пробуждает фантазию людей и позволяет каждому из присутствующих представить своего героя и свою героиню, полнее проиграть в душе все перипетии произведения без давлеющей интерпретации режиссера и декоратора. Маленький зал, в котором все и происходило, создавал атмосферу наибольшей приближенности зрителей к исполнителям, некой интимности, и никакой чопорности и строгости.

Перед началом действа Валентина Бакулина кратко ознакомила присутствующих с историей программы «Живи и помни» по одноименному произведению Валентина Распутина. 2009 год стал для нее юбилейным, создавалась она 25 лет назад совместно с Александром Свешниковым, ныне главным редактором газеты «Богатей». Тогда он был преподавателем СГУ и проводил литературные вечера. Эта деятельность была достаточно активной и продолжалась порядка 10 лет – со времени учебы в аспирантуре до прихода в журналистику в 1988 году. По словам актрисы, в начале спектакля Александр Георгиевич рассказывал об авторе, и его повествование так увлекало зрителей, что в течение 40 минут они сидели не шелохнувшись. После небольшого антракта сама Бакулина читала повесть. Стоит учесть, что залы, в которых это все проводилось, не были камерными: залы ДК «Россия» и ДК «Авиастроителей» вмещают много народу. И пустых мест не наблюдалось, настолько велика была потребность в живом слове и общении. На одном из таких мероприятий к Свешникову и Бакулиной подошел саратовский поэт Палькин и выразил свое искреннее восхищение тем, что они ухитряются более часа держать внимание зала – и не стихами, а прозой!

Главное в повести – память человеческая: как историческая, так и обыденная. Без памяти нет жизни и нет человека в социуме. Главный герой – Андрей Гуськов – отступник. Он мужественно сражался на фронтах Великой Отечественной, был ранен под конец войны и попал в госпиталь. И тут его обуяла тоска по родному селу и жене, и Андрей дезертировал. Кем стал Гуськов после этого? Вынужденный скрываться от односельчан, под постоянным гнетом нечистой совести, он становится тоскливым одиноким зверем, опустившимся и обитающим в лесной землянке. И даже окончание войны не снимает с него груза вины. Жена Гуськова, Настена, в результате тайных свиданий с опальным супругом, забеременела – чего они оба давно ждали. Но не радостью становится это дитя, а тяжким грузом позора для бедной женщины. Не выдержала Настена и нашла успокоение своему горю в бурных водах реки Ангары. И грустно становится, когда вместе с актрисой проходишь все витки страдания героев, и обидно за женщину и нерожденное дите, пострадавших от проступка Гуськова.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23042009153340&oldnumber=485