"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (486) от 30.04.2009

Власть и Мы

Адмкомиссии: возвращение к прошлому?

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

В органах власти и местного самоуправления Саратовской области идет обсуждение принятого облдумой к рассмотрению законопроекта «Об административных комиссиях и наделении органов МСУ госполномочиями по образованию и обеспечению деятельности административных комиссий».

Как следует из пресс-релизов: «Проект прописывает порядок создания, деятельности, прекращения полномочий административных комиссий; полномочия их членов; методику расчета нормативов для определения объема субвенций, представляемых местным бюджетам из областной казны для осуществления передаваемых государственных полномочий. В случае его принятия из областного бюджета этого года дополнительно потребуется 7,9 млн руб.» То есть с этим законом и административными комиссиями депутаты и чиновники связывают большие надежды.

Административные комиссии лет пять тому, как перевелись в нашем городе, а то имели место быть при всех районных администрациях Саратова. В частности, была такая комиссия и в Кировском районе. В 1997–1999 гг. ее возглавлял некий молодой человек, недавний выпускник Академии права. Нужно было видеть этого начинающего чиновника, успевшего к своим 23–25 годам превратиться в абсолютно «пустое место», в некий библейский персонаж, символизирующий собой умудренную усталость от забот житейских. Тогда, в 90-х, особенно в первой их половине, жители и их объединения еще что-то значили «в вопросах организации местного самоуправления» Саратова. По инерции постсоветского развития жители-активисты, лидеры-общественники еще до конца 90-х были вхожи в администрации и нередко участвовали в планировании и реализации общегородских, районных программ и собственных инициатив в так называемом территориальном общественном самоуправлении.

Так вот, в ту пору и я, будучи председателем Территориального совета общественного самоуправления «Центр», нередко ходил и на планерки в администрацию, и работал с различными службами района и города. К нам в совет обращалось немало жителей микрорайона непосредственно и через членов совета, в надежде на то, что совместными усилиями жителей, общественного объединения, муниципальных органов, с помощью административной комиссии в частности, хотя бы некоторые проблемы микрорайона можно устранить.

Тогда мы в совете практиковали рейды по улицам микрорайона. Эти рейды по улицам Первомайской (Киселева), Челюскинцев и др. буквально в штыки принимались чиновниками как административной комиссии района, так и руководством администрации Кировского района в лице г-на Сундеева А.А. Однажды каким-то чудом все-таки удалось создать рейдовую бригаду с участием председателя административной комиссии, одной из его подчиненных, чиновника администрации, а также членов ТСОС «Центр» и жителей. Мы тогда часа за 2–3 прошли по улице Первомайской (ныне улица им. Ю.П. Киселева) от Горького до Рахова, заставляя чиновников видеть то, чего они видеть ну никак не хотели. Мы завели их в несколько дворов-шинков с покупателями-алкашами, третирующими законопослушных соседей, вынужденных денно и нощно терпеть бизнес торговцев и крышующих их милиционеров. Стоит ли говорить, что из каждого конфликтного двора покрасневшие чиновники выбегали чуть ли не в истерике: а мы здесь причем?

«А что, это не наш с вами район?» – вопрошали жители. Только дворов-шинков было с десяток. Мы показывали им дома, которые только чудом не обрушились, не сгорели. Жильцы конкретных дворов присоединялись к нашему рейду и давали предложения о том, что можно сделать в том или ином случае. Мы осматривали сараи, гаражи и рекомендовали их регистрировать в налоговой инспекции – тогда было такое веяние. Осматривали детские площадки, возможности их устройства во дворах, записывали хозяйственные недогляды структур ЖКХ: необходимость замены входных дверей, крылец, вывоза мусора, указывали на недобросовестно используемое или вовсе бездарно разворовывающееся муниципальное имущество.

Уже тогда ставилась проблема уличной торговли возле Главпочтамта, уже тогда ТЮЗ был долгостроем с фактически изъятой у города землей, которую можно было использовать и под парковку автомобилей (кстати, она и была за забором ТЮЗа до начала 90-х годов) или под несложные торговые места. Некоторые жители, гордясь, показывали нам свои дворы, засаженные цветами, кустарником, деревьями. Это не частные, а муниципальные дворы, которым когда-то присваивался статус образцовых. В том же рейде мы поднимали перед чиновниками вопрос сохранения зеленых уличных газонов, вырубки больных деревьев и высадки молодых деревьев и кустарника. Наша рейдовая бригада в том далеком 1998 году записала десятка по три неотложных дел на каждом квартале, большую часть из которых брала на себя общественность. Но уже тогда прослеживалась тенденция: чиновники – эта новая каста – сами по себе, а жители со своими проблемами – сами по себе. Вскоре безразличные к нуждам жителей «юристы» заполонили собой все муниципальные структуры, включая административные комиссии, отделы по связям с общественностью, сами администрации и все то, что называется городским самоуправлением.

Лично мне кажется, что нашим депутатам облдумы, ратующим за воссоздание административных комиссий, следует ответить себе и нам на вопрос: какими же они хотят видеть эти комиссии? Местом трудозанятости для «сынков юристов», которые «сами по себе все знают»? Структурой противостояния между кастой чиновников и жителями? Новым элементом «вертикали власти», демонстрирующей гражданам свою незыблемость и грандиозность? Например, у нас в Кировском районе одного главы Сундеева и директора «Жилкомплекса» Челышева хватает, чтобы уничтожить все, что растет и движется...

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29042009183454&oldnumber=486