"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (486) от 30.04.2009

Среда Обитания

Красивая иллюзия «Самоката»

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Поистине странно наблюдать тот ажиотаж, который с некоторых пор вызывает к себе дореволюционное сооружение, внешним видом напоминающее заброшенное сельпо. О здании на Кузнечной, 43 город не вспоминал десятилетиями и извлек на свет свой основательно подъеденный молью кафтан лишь для того,

чтобы выдать за шубу с барского плеча. Впрочем, ждать от властей хотя бы такого подарка муниципальному театру магии и фокусов «Самокат» пришлось двадцать лет.

Вступить во владение даром фокусники должны в середине мая. Но пока сами не могут с уверенностью сказать, состоится ли их знаковый переезд.

... А для начала скажем, что у этой истории имеется как минимум две версии развития событий. Что не удивительно, если учесть, что кафтан, о котором идет речь, отнюдь не пылился в чулане и даже занимал видное место в гардеробе – иными словами, на правах безвозмездного пользования принадлежал саратовской областной организации «Всероссийское общество слепых».

ВОС владело «кафтаном» с 1954 года и не собиралось так просто выбрасывать его из шкафа – даже несмотря на то, что незадолго перед новым годом городской комитет по управлению имуществом отказался продлить инвалидам соответствующий договор на пользование зданием, отведенным под культурно-спортивный реабилитационный центр для незрячих и слабовидящих людей. Собственно, этот момент и стал отправной точкой в дальнейшей истории.

«Самокат» опять прокатили?

Очередную попытку выбросить театр на улицу Дом офицеров Саратовского гарнизона предпринял в конце прошлого года. По слухам, уведомления о расторжении договоров в ту пору получили все многочисленные арендаторы здания. В свою очередь, худрук «Самоката» Сергей Щукин произвел не менее предсказуемое действие – обратился за помощью в приемные Грищенко и Сомова. И долгожданное чудо произошло: горадминистрация предложила театру на выбор три адреса в центре, по любому из которых «Самокат» мог бы обосноваться по своему переезду из Дома офицеров. Конечно, проявленная муниципалитетом щедрость имела свои пределы. Все три здания походили на чудом сохранившихся мастодонтов. Щукин выбрал из трех зол меньшее – клуб ВОС. Последний имел неоспоримое преимущество перед двумя другими претендентами – внушительный зрительный зал, который, при желании, вместил бы в себя под две сотни кресел.

Выбор, впрочем, был сделан не сразу. По словам Щукина, несколько месяцев представители «Самоката» приглядывались к зданию на Кузнечной. Ведь пикантность ситуации состояла в том, что нехитрые площади клуба театру предлагалось разделить с ВОС, потеснив своим вторжением расписание проводимых в здании кружков. Другое дело, что многочисленные ознакомительные визиты в центр, как уверяет Сергей Вадимович, убедили коллектив «Самоката» в том, что инвалидов в здании практически не бывает, секции при почти полном отсутствии в стенах отопления не функционируют, клуб зарос пылью и пустует, если не считать за посетительницу наведывающуюся время от времени пожилую вахтершу. Соседи при этом один голос утверждали, что комнаты центра активно посещают отнюдь не тяготеющие к искусству инвалиды, а … арендаторы.

В то время как имущественный комитет начал готовить документы о передаче здания «Самокату» на условиях бессрочного оперативного управления, Сергей Щукин и председатель ВОС Александр Еськин обговаривали свое дальнейшее сотрудничество. Поначалу переговоры продвигались весьма успешно. В частности, заключаемый между сторонами контракт предусматривал, что из трех кабинетов, коими располагал клуб, два отходили «Самокату», а один – ВОС, ежедневно с 16 до 20 часов сцена отводилась инвалидам под репетиции, а в праздничные вечера общество могло организовывать в зале концерты. Контракт включал в себя даже благотворительные выступления, которые артисты обязывались регулярно проводить для своих новых соседей – иными словами, был продуман так, чтобы, по возможности, устраивать всех. И устраивал. Но, как уверяет Щукин, на стадии подписания соглашения планы Еськина неожиданно изменились – якобы, на них повлиял разговор с вышестоящим руководством ВОС в Москве, которое решительно запретило региональной организации пускать на свою территорию чужаков.

«Они нам не мешали бы, – считает Щукин, – И мы бы им не мешали. Но вдруг Еськин объявляет, что одной комнаты им мало, а нужны все три, и вообще они занимаются по 24 часа в сутки. И это при том, что мы наблюдали совсем другую картину: комнаты постоянно на замке, грязь, запустение. Даже расписание кружков появилось совсем недавно».

Так, обе претендующие на клуб организации оказались в двусмысленном положении. По уверениям Щукина, пускать артистов в здание ВОС отказывается. И даже угрожает поджогом. Между тем, очевидно, что такая позиция лишь усугубляет положение самих инвалидов. Ведь права на помещение отныне не у них, а у «Самоката».

Так не доставайся же ты

никому!

Со стороны может показаться, что предметом спора служит, по меньшей мере, отреставрированный графский особняк, разместиться в котором не зазорно никакому учреждению. Но здание на Кузнечной, 43 при близком знакомстве производит удручающее впечатление. Это одноэтажная постройка с надстроенным флигельком – в последнем и помещаются три узенькие комнатушки. На своем долгом веку, и перед тем, как отойти ВОС, здание успело побывать и старообрядческой церковью, и научно-технической библиотекой. Вот только последний раз капремонт в его стенах совершался аж в 70-е годы, после случившегося пожара. С тех пор, а, может, и раньше, время в клубе застыло. Об этом говорят крашенные синей краской и местами облупившиеся двери, деревянные стулья в зрительном зале, ветхая лестница, прохудившаяся в двух местах крыша, образовавшаяся в стене дыра, отопление в виде не приветствуемых пожарной инспекцией газовых печей, отсутствие канализации и электропроводки, осыпающаяся штукатурка и прочие неприглядные красоты. Не удивительно, что зимой, осенью и весной в помещениях царит холод, а, воспользовавшись водой, выносить емкости приходится на улицу. В здании нет даже туалета. Ближайший находится в нескольких метрах во дворе – в свое время пользоваться им инвалидам разрешили частные собственники.

Ну да ВОС, судя по всему, к таким условиям привыкло. Настолько, что, втайне подумывая о ремонте, предпочитает оставить все как есть. «Мы не в состоянии сами сделать ремонт и из-за того, что тяжело с финансами, вынуждены сдавать в аренду все лишние метры, – рассказал нашему изданию Александр Еськин. – Естественно, в этом плане меня привлекло предложение города помочь с ремонтом. Однако я сомневаюсь, что город понимает, о какой сумме идет речь, и что эти деньги будут выделены. В 2003 году мы составляли смету, с учетом только самого необходимого: сделать отопление, проводку и починить крышу. Это должно было обойтись в 4 миллиона. Сколько эти и другие работы могут стоить теперь? Тридцать, сорок миллионов?»

Между тем, минимальные суммы, необходимые на восстановление здания, по приблизительным подсчетам, составляют восемь-двенадцать миллионов. При условии, что такие деньги в казне города все же найдутся – что действительно вызывает некоторые сомнения – строение, по мнению Щукина, могло бы превратиться в «конфетку». Но вот понравится ли зрителю подходить к театру дворами, да еще минуя металлическое ограждение частного сектора? Видимо, это еще одна, и немаловажная, проблема, чудесное решение которой пока списывают на появление финансирования. Ведь представить в полуразвалившихся стенах театр сегодня способна лишь сила нетривиального воображения.

Ну да к сотворению иллюзий «Самокату» не привыкать. И уж кому, как не знаменитому саратовскому иллюзионисту, знать о том, насколько не дешев качественный фокус. Видимо, это же осознает и ВОС, всерьез опасающееся перспективы и вовсе утратить здание в результате тесного соседства с артистами. Причем, какого бы характера соображения ни двигали Еськиным, занимаемая им позиция смотрится весьма убедительно.

Судите сами. Ну как представить себе репетиции в еще одном, техническом, помещении общества, расположенном в доме на Кутякова, если в пяти творческих кружках ВОС занимаются 52 человека? Точно так же трудно увериться в том, что сосуществование двух организаций под одной крышей на Кузнечной не покажется обеим чересчур тесным. Не беспочвенны и опасения Еськина относительно того, что приходящая на представления публика, в особенности, дети, способна ненароком потревожить незрячих людей.

Вместо эпилога

Решение у проблемы, впрочем, есть. ВОС готово уступить Кузнечную, 43 при условии, что взамен муниципалитет изыщет для инвалидов площадь не менее 150 квадратных метров – естественно, в том же центральном районе. Ответа на это предложение город пока не дал. Зато, по словам Щукина, в разговоре с ним председатель городского комитета по управлению имуществом Александр Афонин заявил, что в случае, если ВОС продолжит чинить препоны для вселения «Самоката», администрация будет добиваться его выдворения через суд. Ведь здание разрушается и нуждается в приходе хозяина, всерьез заинтересованного его судьбой.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29042009183643&oldnumber=486