"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (488) от 14.05.2009

Эхо События

Интеллигенция: вчера и сегодня

Борис ПАРАМОНОВ, Нью-Йорк 16.03.2009 г.

Ровно сто лет назад, вскоре после революции 1905–1906 гг., вышел сразу ставший знаменитым сборник статей «Вехи», поднимавший вопросы, важные не только

для самосознания интеллигенции, но и для судеб России

в целом.

Сборник «Вехи» приобрел знаковый характер поскольку его авторы (М.О. Гершензон, Н.А. Бердяев, С.Н. Бул-гаков, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк) предупреждали об опасности социальных потрясений, во многом идейно готовившихся представителями радикальной интеллигенции, осуждали ее нигилизм, безверие, неспособность к положительной творческой работе, равнодушие к своей стране и увлечение общественными утопиями.

Произошедшие вскоре в России события (Октябрьская революция 1917 г. и следом – Гражданская война) подтвердили правоту авторов «Вех», и с тех пор эта книга воспринимается как пророческая. Именно с «Вех» ведет свое начало так называемое «религиозное возрождение» в отечественной философии и «либеральный консерватизм» в русской политической теории.

Предисловие из сборника

«Вехи» (фрагмент):

Люди (авторы сборника – Ред.), соединившиеся здесь для общего дела, частью далеко расходятся между собою как в основных вопросах «веры», так и в своих практических пожеланиях: но в этом общем деле между ними нет разногласий. Их общей платформой является признание теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития, в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства. С этой точки зрения идеология русской интеллигенции, всецело покоящаяся на противоположном принципе – на признании безусловного примата общественных форм, – представляется участникам книги внутренно ошибочной, т. е. противоречащей естеству человеческого духа, и практически бесплодной, т. е. неспособной привести к той цели, которую ставила себе сама интеллигенция, – к освобождению народа. В пределах этой общей мысли между участниками нет разногласий.

Сборник «Вехи»

и современность (фрагмент):

«Актуальны ли «Вехи» сегодня или представляют только исторический интерес? Какова была судьба интеллигенции при большевиках? Какой она при них стала?

Интеллигенция испытала резкую мутацию по двум направлениям. Прежде всего исчез старый народнический миф, развеянный событиями революции, в которой, говоря словами Достоевского, «мужички за себя постояли». В революцию и на протяжении всех годов сталинского правления интеллигенция страдала так же, как народ, – вместе сидели в ГУЛАГе. Был изжит интеллигентский комплекс вины перед народом и долга народу. И второе важное изменение, начавшееся уже в эпоху «Вех», ими и начатое: новое понимание культуры, новое отношение к культурной элите, появившейся уже в позднесоветское время. Если для прежней интеллигенции не существовало Владимира Соловьева, то советская носила на руках Бахтина и Аверинцева.

Сейчас эта книга – отнюдь не руководство к действию в России. Сейчас проблематична не интеллигенция, а власть. Демократии как политического строя в России по-прежнему нет, но культурное творчество не подавляется. Разве что сомнительным сделалось само понятие культуры, ставшей «масскультом».

Нынче народ в планетарном уже масштабе не «бунтуют», а «подкупают», интегрируют его в «общество потребления». Это, конечно, лучше для народа, чем революция, но лучше ли общество потребления для культуры, которую предположительно должна творить интеллигенция, – не совсем ясно».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13052009185432&oldnumber=488