"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (488) от 14.05.2009

Церковное поле брани…

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Перед самым Днем Победы Саратовская епархия начала бой местного значения с вдруг проявившимся супостатом. На эту роль она назначила автономную некоммерческую организацию «Центр социальной помощи «Сила перемен», а конкретно в Саратове в супостаты зачислена религиозная община «Слово Жизни»», являющаяся,

по терминологии епархии, «неопятидесятнической сектой».

Чем провинились эти организации? А тем, что проводят общероссийскую акцию «Ощути силу перемен», прошедшую ранее в 20 городах России. В ответ на акцию епархия распространила пресс-релиз, в котором, в частности, так характеризует происходящее: «Многие средства массовой информации, общественные структуры, государственные и религиозные организации, в том числе Саратовская епархия Русской православной церкви, получили письма с просьбами о поддержке и «предложением о сотрудничестве». В них сообщается, что эту массированную медиа-акцию проводит «Центр социальной помощи «Сила перемен» при поддержке содружества 15-ти христианских церквей города Саратова и Саратовской области. В своих письмах организаторы характеризуют акцию как «социальный медиапроект», призванный «внести вклад в оздоровление нравственного климата в обществе».

Казалось бы: чего же лучше? Оздоровление нравственного климата в обществе – задача благородная, да и не из легких она. Об этом пекутся, кажется, все – от правительственных до общественных организаций. Почему же не разделить заботу и Содружеству христианских организаций (да почему же только христианских – такую акцию не грех и иным конфессиям поддержать). И странно, что православная епархия встретила акцию в штыки. Странно тем более, что православная церковь в своем документе «Основные принципы отношения Русской православной церкви к инославию» формально не отрицает диалога с другими деноминациями и конфессиями, заявляя: «Диалог с инославием вновь возродил понимание того, что единая кафолическая истина и норма в различных культурно-языковых контекстах может быть выражена и воплощена в различных формах. В ходе диалога необходимо отличать своеобразие контекста от действительного отклонения от кафолической полноты. Должна быть исследована тема пределов многообразия в едином кафолическом предании».

В этом, не с ходу понимаемом тезисе заключено, правда, и не сразу различаемое коварство по отношению к инославию, то есть к иным, не православным конфессиям. Коварство, завуалированное церковно мудрыми словами «кафолическая истина». По смыслу они означают, вроде бы, нечто сходное с «всеобщей» или «универсальной» истиной. Но есть и тонкость, уводящая далеко от такого простого понимания «кафолического». На это указывал религиозный философ В.Н. Лосский в труде «По образу и подобию»: «Мы говорим «кафолический догмат», «кафолическое вероучение», «кафолическая истина», часто употребляя этот термин наряду с термином «всеобщий», который к нему очень близок… Для нас совершенно неоспоримо, что слово «кафолический» (соборный) получило новый смысл, смысл христианский, в языке Церкви, которая сделала его специальным термином, обозначающим реальность, отличную от той, которая связывается с общепринятым понятием «всеобщий»; «соборный» означает нечто более конкретное, более внутреннее, не отделимое от самого существа Церкви. Действительно, каждую истину можно назвать всеобщей, но не всякая истина есть истина кафолическая (соборная). Термин этот обозначает именно истину христианскую, свойственный Церкви способ познания этой истины, учение, которое она формулирует».

Для человека, далекого от глубокого проникновения в тонкости богословия, и такое пространное пояснение не делает слишком понятной «всеобщую» или «универсальную» истину. Зато, как всегда, когда остается не проясненной неопределенность, появляется широкое поле возможностей для манипулирования. Именно это вытекает из той части сказанного, что «каждую истину можно назвать всеобщей, но не всякая истина есть истина кафолическая (соборная)».

Что и происходит в очень конкретном случае с акцией инославных христианских общин. В упомянутом пресс-релизе епархия предупреждает: «На основании опыта проведения акции в других регионах (с 2003 г. она прошла в 20 городах России) можно сделать следующие выводы…Основной организатор акции … осуществляет, по сути, не социальную, а религиозно-агитационную деятельность. Руководит центром гражданин Финляндии Ханну Юхани Хаукка, член деструктивной неопятидесятнической организации…».

Что же такого творит эта «деструктивная» конфессия в рамках «религиозно-агитационной деятельности»? И если она деструктивная, то куда правоохранительные органы смотрят? Организацию – закрыть, руководителей – посадить, прихожан разогнать – да и дело с концом. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать то, что говорит в данном случае православная епархия. Думаю, что мне в этом просто повезло. Будучи человеком совершенно не религиозным, атеистом, как говорили тогда, когда не стеснялись быть таковым, я случайно наткнулся на телепередачу, показанную одним из саратовских телеканалов в рамках акции, подвергнутой хуле Саратовской православной епархией. В телепередаче был показан сюжет перерождения отбывающего срок в колонии заключенного, приобщившегося в месте отбывания наказания к религиозной общине. Община никак не названа в передаче, но, судя по тому, что на молитву они собираются на сцене клуба, это не православная община. Так или иначе, но заключенный, после покаяния перед членами общины за совершенные им «антисоциальные» прегрешения, перерождается. Что, естественно, не осталось не замеченным Всевышним и тот щедрой рукой вознаградил раскаявшегося. Вскоре он же, видимо, надоумил бывшего грешника написать покаянное письмо президенту, и тот, представьте, не только письмо получил, но и способствовал условно-досрочному освобождению теперь почти святого человека. Дальше – все просто. Сами собой дались в руки достойная и хорошо оплачиваемая работа. Пришло благосостояние, а с ним и верная супруга (а может, наоборот), следом родилось двое детей, и, не исключено, еще чуть-чуть, и демографическая программа президента получит очередного активного участника. Ну, так каких только чудес на свете не случается, если в союзниках сам Господь!

Вот, собственно, и вся сюжетная линия, и вся мораль телефильма. Может быть, я излишне сентиментален, но меня телесюжет, при всей его лубочной простоте, что называется, тронул (среди создателей фильма упомянутый епархией злыдень Ханну Юхани Хаукка).

А вот чего-то деструктивного в нем я не увидел. Да будь для покаяния вместо клубной сцены церковка православная в колонии, то, думаю, и православная епархия ничего не имела бы против самого сюжета. И не здесь ли, не сочтите за богохульство, собака зарыта? Ну, пришел человек к вере своим путем, ну стал жить нормально, ну кто-то увидел в этом пример для себя. Станет на несколько человек меньше из миллиона наших граждан, пребывающих в местах отбывания наказаний. Что в том плохого? На взгляд атеиста, нет никакой разницы между людьми, какой бы веры они ни придерживались. И перед Христом также «нет ни эллина, ни иудея». Да и православная церковь, если буквально понимать декларации, принимаемые ею, будто тоже – за диалог и взаимопонимание. Но дела остаются делами. Им, делам, и верить нет надобности. Сказано же, что не всякая истина есть кафолическая, и показано, что это значит на деле. А это уже просто знание, которое не веру порождает, но, напротив, глубокое недоверие. Как говорится: «По делам их узнаете их».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13052009195009&oldnumber=488