"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (488) от 14.05.2009

История и Современность

«Мы истинно православные христиане»

Старообрядцы Самодуровки о старой вере

Наталия СВЕШНИКОВА

В рамках проекта по созданию электронного корпуса диалектных текстов

диалектологами Саратовского университета на протяжении ряда лет обследуется говор села Самодуровка Вольского района, основанного

в конце ХVII века старообрядцами.

По преданию, первым поселенцем Самодуровки был некий Клим, дьяк или древнего рукоположения причетник, который вместе со своим семейством бежал из Москвы в приволжские леса от гонений «за содержание древнего благочестия»: как нашего брата начали сжигать – а вешали сколько! – то которые не вытерпели, бежали: из Иерусалима бежали в Москву, а из Москвы уже вот к нам в Климов дол.

«Мы – вторая Москва», – говорят о себе и по сей день жители села, подчеркивая тем самым не только свое московское происхождение, но и былую значимость Самодуровки в старообрядческом мире.

По свидетельству архивных документов, в середине ХIХ века Самодуровка была крупным центром поморского вероучения в Поволжье, которое имело широкое распространение в Саратовском крае. Сюда постоянно наезжали старцы из Поморья и Саратова, читавшие проповеди и «совращавшие» в поморство проживающих в этом селе крестьян-никониан (мирских, или церковных, как их здесь называют).

Приверженцев старой веры в Самодуровке всегда было значительно больше, чем церковных. Причем, с самого начала, по рассказам жителей, в селе проживали представители двух старообрядческих беспоповских согласий – «брачники» (или нижние), которых большинство, и «безбрачники» (монашки, или верховые). По словам духовного наставника общины безбрачников М.Р. Акимова «в селе две веры: есть монашки, а есть мы. Мы – православные христиане, но поморцы. А они называются федосеевцы, беспоповцы. Тоже, как и наша, это иха вера».

В настоящее время «крепких» староверов в селе осталось немного, но между ними, как и раньше, существует четкое разделение: у каждого из согласий есть свой моленный дом, службы исполняются в соответствии со своим уставом. Говоря о различиях, существующих между нижними и монашками, старообрядцы Самодуровки в первую очередь указывают на их разное отношение к браку: у них (т. е. у монашек) брак считается за грех,… у нас законный брак мы считаем за брак.

О различиях в обрядах и ритуалах при совершении служб сообщается немногое. Как правило, указывается на отсутствие креста на кадильнице у федосеевцев и некоторые особенности каждения во время молитвы: вот у нас на кадильнице крест, а у них как раз вот по эту сторону срезанный. И они крест обязательно выставляют: кадить – и они обязательно показывают свой крест. А у нас не положено по уставу. Нательный крест – зачем его кадить-то? Его не надо кадить. У нас там сказано в уставе: стоять и распростреть руки. Вот это закон кажения. Вот разница (нижние о монашках).

Наличие – отсутствие креста на кадильнице у представителей разных согласий Самодуровки послужило поводом для возникновения у жителей села версии, объясняющей разделение старообрядцев, проживающих здесь, «на две веры». Вот как говорит об этом одна из рассказчиц из числа «церковных»: староверы у нас еще подразделяются: есть верховы, а есть нижние. А почему они разделились? Потому что когда они сюда убежали, начали в дому службу нести, божественную, а там говорят, когда все собрались: «Кому мы несем? Надо всевышнему, чтобы он услышал, поставить крест, где молельный дом-то этот, келья-то». Ну там возмутились некоторые: «Нет, гонения эти уже есть». Стали они побаиваться. Вот они и разделились: нижние и верховы. Значит, энти стали крест не отламывать от кадильницы, и где они службу несут – кельи – там у них наверху крест стоит. А у монашек нету. Они прям заходят в эту келью, как в дом, и они там службу несут, как шуту…

Из бесед с брачниками, более открытыми к общению, чем монашки, совершенно очевидно их ревностное отношение к своей вере. Они считают себя продолжателями и хранителями «истинной православной веры», существовавшей до реформ Никона: «Когда Никон патриарх начал свой закон выставлять, церква отнимать… оне были наши, православные. Называется она и сейчас православная, и в то время она православная была. Все наше, что в ней есть. Это все наше было. Мы истинно православные христиане».

По их мнению, патриарх Никон «дело все напутал», ведь «тогда вера-то едина была, и бог один был, а раскол семьдесят семь вер сделал». Ни одну из этих вер не должно считать истинной, в том числе и церковную, потому что ее последователи «не исполняют устав, как положено»: устав он наш, и он один. Хоть и берется все с нашего устава, но оне там прибавляют – убавляют, а зачем это делать?... Церковна вера – это не вера. Баптисты вот, иегова вера… Да какие это веры? Да разве это веры?

Священное писание для старообрядцев – пожизненный спутник и наставник, в нем «все писано», «про эту жизню все есть, от и до, надо только читать и брать во внимание. Все там понятно, все». И главное правило, которое, по их убеждению, следует неукоснительно соблюдать, – жить «по Писанию», «по-божьи», «по закону», «по божьему велению», «по обычаю», «исполнять все, что есть в Писании». «Беззаконие» же может повлечь за собой божье наказание.

Приведем один из рассказов: у меня у сына выходила вот старша дочь (замуж). И я там участвовал. Они сидели эдак молодые. Я им говорю: «Выходите, кругом обойдите, остановитесь над образами и будете класть три поклона, прощайтесь и уходите». А они на своем поставили. Дружка там какой-то нашелся, парень (его господь не пожалел: он помер, какой-то случай с ним произошел. Да, не потерпел господь), он: «Нет». Я, мол, ты же не понимаешь. Чего ты знаешь? Я хоть с Писания беру, а ты с чего? Ну так и не послушал. Они вышли и даже три поклона не положили. Ну и какой же это божий страх? Какое же это божье Писание? И вот жизнь-то плохо и идет у них.

Образцом «правой веры» для старообрядцев Самодуровки являются ее первопоселенцы (климовцы), строго соблюдавшие «старинные обычаи», обряды и запреты: при старом времени, как климовцы прибежали сюды с этой верой-то, так напиться воды спросишь, оне церковникам и прохожим не давали. Только уж если отдельно посуду держали. Вот как строго вели! Ну оно и по Писанию так должно быть.

С большим сожалением и горечью самодуровцы говорят о разрушении традиций старой веры, о том, что все меньше остается истинных ее приверженцев (как правило, это люди старшего поколения) и что молодые, хоть и крещеные по старообрядческому обряду, отходят от веры и «ничего не знают»: мы все соблюдаем – наше поколение, – а молодежь нет. Молодежь ничего не знает. Вон на погребенье соберутся и не знают, как крест сложить, не знают, как лицо свое обкрестить, не знают молитвы сказать.

Причина отхода от старой веры и равнодушия к ней видится самодуровцам в отсутствии истинных духовных наставников, в которые, как известно, избирали начитанных в Священном Писании, сильных в вопросах вероучения и ведущих безупречную христианскую жизнь людей. Многие из них были репрессированы в двадцатые – пятидесятые годы, что отрицательно сказалось на состоянии старообрядческих общин: бывало, у нас столько было моленнов в селе-то! Шесть моленнов! ходили все рядышком, все были учены. А сейчас мы что? Самоучки! Кто нас учит?! Нет никто! Да, ничему не учили. Вот именно что не учили. Как раз пресекли нас маленько, закрыли у нас моленную, очень преследовали.

Размышления о будущем старой веры звучат из уст старообрядцев села очень пессимистично. По их мнению, они последние представители истинной «правой веры» в Самодуровке (вот наше поколение вымрет – и все!), а молодые «все в церкву уйдут» (внушили сами себе: бог один – и все! Попробуй им доказать).

Но такой исход, как считают староверы, предрешен заранее, ведь «оно и написано в Писании: «будет единая вера», только «кака она вот будет? Церковна православна? Или католическая?»

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13052009195049&oldnumber=488