"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (488) от 14.05.2009

Премьерные сюрпризы под занавес

Светлана ТЕНЕТКО

Середина «майских каникул» ознаменовалась закрытием 63-го концертного сезона академического симфонического оркестра саратовской филармонии. Столь ранняя официальная церемония закрытия вовсе не означает, что встреча с музыкантами состоится только в следующем сезоне.

По устоявшейся традиции на закрытии и открытии сезона оркестр играет под руководством главного дирижера, которым с прошлого года является народный артист России Владимир Вербицкий.

Саратовская филармония всегда старается чем-то порадовать, а то и удивить любителей симфонической музыки: достаточно вспомнить, что открывали 63-й сезон Наталья Гутман и Элисо Вирсаладзе. На закрытие зрителей ждали два весьма приятных сюрприза – две премьеры: концерт для фортепиано с оркестром соль минор, ор. 33 (1876 г.) Антонина Дворжака (1841–1904 гг.) в исполнении Бориса Блоха (Германия) в первом отделении. По словам Владимира Вербицкого, Дворжак и Чайковский очень хорошо соотносятся друг с другом. У Дворжака встречаются такие элементы в музыке, которые близки Чайковскому. «Обычно на закрытии и открытии сезона, – рассказывает Владимир Игоревич, – я стараюсь играть что-то более известное и популярное, поэтому мною была выбрана 4-я симфония Чайковского – шедевр из шедевров». Прозвучавший во втором отделении Чайковский завершил и концерт, и собственно сезон.

Если Чайковский по некоторым данным стоит на первом месте в мире по исполняемости, то произведения Дворжака не так часто встречаются в концертных программах. Вероятно, поэтому концерт для фортепиано с оркестром, да еще и впервые исполняемый, не мог не привлечь внимание любителей музыки.

Считается, что произведения Дворжака отличаются мелодичностью, богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки, стройностью формы, в которых широко использованы жанровые и ритмоинтонационные особенности чешского и моравского музыкального фольклора. Многие сочинения Дворжака привлекают жизнерадостностью, теплым лиризмом, мягким юмором, отражают картины чешской природы и быта. Если говорить о концерте для фортепиано с оркестром соль минор, то время создания этого произведения совпало с весьма трагическими событиями в жизни композитора: один за другим погибают трое его детей. Переживания Дворжака отражаются и в его музыке, проникнутой скорбными мотивами – фортепианный концерт соль минор одно из подтверждений тому.

О том, как приняла публика премьеру, говорит уже то, что после каждой части звучали аплодисменты, несмотря на то, что это не принято у ценителей музыки, а случайных зрителей, как правило, симфонические концерты не собирают. Поскольку фортепианный концерт Дворжака – вещь довольно редко исполняемая, да и Борис Блох хорошо известен лишь столичной публике, очень сложно вообще говорить об исполнительской манере пианиста.

Пожалуй, пришло время немного рассказать о самом исполнителе – пианисте Борисе Блохе, профессоре Эссенской музыкальной академии, обладателе двух наиболее престижных международных премий: конкурс молодых исполнителей в Нью-Йорке (I премия, 1976 г.) и Международный конкурс им. Бузони (Больцано, Италия, 1978 г.). Как заметил художественный руководитель филармонии, заслуженный артист России Анатолий Катц, назвав только эти две премии, об остальных можно уже не упоминать. Вероятно, это как «Оскар» у киношников или «Буккер» у писателей и журналистов.

В 16 лет Борис Блох закончил музыкальную спецшколу имени Столярского в Одессе и стал одним из самых молодых студентов Московской консерватории, учился у Татьяны и Дмитрия Башкировых. Со своим будущим педагогом познакомился еще учась в Одессе. Как пианисту ему прочили большое будущее, но в годы застоя представлять страну «социалистического коммунизма или коммунистического социализма» на международных конкурсах у мальчика из Одессы, согласитесь, было мало шансов. И в 1975 году Борис Блох уезжает в США, откуда, собственно, и начинает свою музыкальную карьеру, но уже с другим гражданством.

По словам пианиста, Саратов – третий город в России, за исключением концертных залов Москвы и Санкт-Петербурга, в котором он побывал.

Представляем нашим читателям небольшие зарисовки о впечатлениях Бориса Блоха.

Об оркестре: «Ментальность другая. На Украине (Блох довольно много гастролировал по этой стране – Авт.) не все меня устраивает. Здесь, например, в оркестре никто меня не спрашивал: «А Вы с откуда будете? Ну что там слышно?». Все дали мне покой. Это говорит об очень большой скромности, о воспитанности, о внутренней культуре, воспитании людей. Для меня это было очень приятно».

«Оркестр очень хороший. Мне кажется, если бы я дирижировал этим концертом, я бы больше внимания уделил разным оркестровым группам. Для меня немножко все было обще сыграно; возможно, это разница в концепции дирижера. Но я в любом случае получил большое удовлетворение от работы с оркестром, потому что я услышал, что оркестр в очень хорошей форме. Прекрасный оркестр».

О городе: «Вот я хожу, на меня никто не сморит. Люди не любопытны в хорошем смысле слова. Они занимаются своими делами. Там, где я бывал (Украина – Авт.) все наоборот. В этом для меня определенная свежесть. Я бы хотел чаще здесь бывать. Мне нравится такая сдержанность и внутренняя культура людей».

О театрах: «Я большой театрал и дирижер оперный. И очень много слышал о вашем оперном театре. Во-первых, имя Кочнева о многом говорит. Во-вторых, вспоминая книгу Галины Вишневской, в которой она пишет о гастролях в Саратове, мне так хотелось увидеть ваш театр. Я приехал 2 мая, следующий спектакль 28 мая. Я страшно расстроился. А потом, когда я увидел репертуар… опять «Кармен», «Травиата», ну, сколько можно, а где же русские оперы?

Потом я очень много слышал о вашем ТЮЗе и безумно хотел посмотреть «Вечно живые», но, к сожалению, мне приходится уезжать».

Собственно, только концертом Борис Блох не ограничился. Во время гастролей он дал несколько мастер-классов пианистам и как оперный дирижер – вокалистам. «У меня просто в памяти, когда я учился в Одессе в музыкальной школе им. Столярского, была такая форма общения с приезжающими музыкантами, – объясняет Борис Блох. – Это были события, когда приезжали знаменитые пианисты из Москвы или других стран. Я был воспитан в этой традиции … Я бы хотел помочь вокалистам-студентам и концертмейстерам, посмотреть, как они разбираются с Шуманом, Шубертом, Брамсом».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13052009195154&oldnumber=488