"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (490) от 28.05.2009

Творчество под знаком процесса

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Случившийся на прошлой неделе в Арбитражном суде процесс, вопреки ожиданиям,

не привнес ясности в обострившуюся ситуацию с «изгнанием» живописцев из обесточенных мастерских Дома художника на Московской, 125. В том, что начавшееся судебное разбирательство окажется длительным, уже можно не сомневаться.

Как, впрочем, и в том, что к следующему слушанию дела, назначенному на 15 июня,

в не слишком приятной для «культурной столицы» истории не произойдет

сколько-нибудь приятных перемен.

По роковому для регионального отделения «Союза художников России» стечению обстоятельств, тремя месяцами ранее, а именно – 7 февраля – областной арбитраж уже вынес решение, предписывающее художникам в строго определенные сроки освободить верхний этаж ФГУП НВНИИГГ по Московской, 70, специально сконструированный с учетом творческих потребностей и с 1962 года отведенный под художественные мастерские, и выехать в никуда. Не далее как 12 мая в Арбитражном суде состоялось последнее слушание по этому делу. И художники выиграли … время. Переезд съемщиков шестнадцати мастерских было решено произвести в четыре этапа с интервалом в месяц, так что последний должен произойти не позднее 1 сентября. Часть помещений будет опечатана уже 1 июня. Вот только и без того пребывающие в растерянности живописцы вынуждены паковать многочисленные холсты и прочий скарб второпях, ведь доступ к личным вещам они получили за несколько дней до планируемого выселения.

Амортизация коммунальных расходов

Кому и для чего неожиданно понадобились просторные площади по-правительственному гламурного института геологии и геофизики, можно сколь угодно долго догадываться и предполагать. Ответ, которым располагает «Богатей», прост: самому же институту, для внутренних нужд и размещения подведомственных организаций. Причем, – слыханное ли дело – выходит даже, что в этом вопросе интересы дирекции института и арендатора четвертого этажа здания чудесным образом совпали: в 2006 году Союз отказался продолжать договорные арендные отношения, при том, что съезжать из мастерских не собирался, и ФГУП был вынужден обратиться в Арбитражный суд. Таким, по крайней мере, положение дел видится одной из участвующих в конфликте сторон, а именно – институту. Но это еще не все. Как сообщил нашему изданию советник генерального директора ФГУП по безопасности и режиму Сергей Глаздков, научное учреждение намерено отсудить у Союза около одного миллиона рублей – сумму, якобы, образовавшуюся в результате годами не вносимых арендных платежей. И это не считая долга художников за «коммуналку», который, по подсчетам Глаздкова, уже приблизился к тремстам тысячам рублей.

Слыша о таких запредельных цифрах, сами живописцы лишь пожимают плечами, ссылаясь на то, что исправно платят по выставляемым счетам. В подтверждение собственной правоты обе стороны готовы продемонстрировать соответствующие документы. Где задержались внушительные суммы, в случае если таковые действительно существуют, понять трудно. По словам председателя регионального отделения «Союза художников России» Павла Маскаева, он слышит об этих деньгах впервые. Да и задолженность в 300 тысяч чуть ли не в три раза преувеличена по сравнению с реально выставленной Союзу арендодателем. «В числе коммунальных услуг в платежках значится плата за аренду земли, амортизацию здания, услуги обслуживающего персонала и прочие подобные вещи, – рассказал нашему изданию Маскаев. – Мы считаем, что институт занимается типичным рейдерством и грубо нарушает права художников на труд».

С вещами – на вход

В то время как история надолго погрязла в судах, живописцев никто не трогал, и они продолжали трудиться в собственных мастерских. Сложности начались с появлением на свет определения суда. Уже в марте художники не смогли пройти дальше институтской проходной. Тем самым они были лишены возможности не только работать, но даже забрать собственные вещи с верхнего этажа. На случай, если кому-то из них вдруг удалось бы миновать вахту, служба безопасности учреждения снабдила замком ведущую к художественным помещениям металлическую дверь и вдобавок навесила собственные запоры на двери мастерских. В начале марта Маскаев не замедлил пожаловаться на подобное самоуправство со стороны руководства ФГУПа сначала в Волжское УВД, а после и в районную прокуратуру. Но дело так и окончилось ничем: дознаватель удовлетворился объяснениями Глаздкова, который, кстати сказать, и не думал отрицать того факта, что часть художников действительно лишилась доступа к собственным мастерским. При этом, как явствовало из показаний Глаздкова, администрация института отнюдь не возражала и даже настаивала на том, чтобы оные художники как можно скорее вынесли из помещений свои вещи. Уж не по воздуху ли?

Надо сказать, что мой визит в институт в начале этой недели совпал с незаурядным событием: небольшой группке членов Союза художников, появившейся на проходной, было разрешено подняться наверх. Глаздков объяснил это чудесное обстоятельство появлением списка занимающих мастерские художников. В отсутствии этой бумаги, якобы, и заключалась загвоздка: по словам Глаздкова, он неоднократно и безуспешно просил ее у «вставшего в позу обиженного» Маскаева.

Вместе с художниками я поднимаюсь на «технический» этаж. Электричества на всем этаже давно уже нет – администрация ФГУПа отключила его, сославшись на неисправную проводку – поэтому даже днем в коридоре без фонарика не обойтись. Художники на столь мелкие неудобства внимания не обращают. Представившаяся возможность оказаться на привычном рабочем месте теперь с лихвой искупает собой отсутствие чая и подогретого обеда. Заслуженный художник России Владимир Мошников первым делом бросается к растениям – но они, по счастью, привыкли к засухам и жажду переносят стоически. Мастерская вообще имеет вид обжитой комнаты. С той только разницей, что снизу доверху, включая антресоли, заполонена полотнами и полотнищами. Как разместить плоды многолетнего труда в типовой двухкомнатной квартире, Владимир Александрович даже не представляет. Не представляет он и другого: где и как будет работать после того, как вместе с холстами и красками окажется по другую сторону широких, во всю стену, окон здания института. Владимир Александрович, как и коллеги по цеху, назубок знает свою «очередь» – он будет выезжать одним из последних. Хотя это обстоятельство его нисколько не радует – думать об искусстве в сложившихся условиях все равно не получается.

«Я могу допустить, что культура никому не нужна, – взволнованно сетует Владимир Александрович. – Я уже ни на что не претендую. Но почему я не могу попасть в мастерскую, если мне разрешили занимать ее до 1 сентября? Почему каждый раз приходится терпеть унижения: добираться из Солнечного и по два часа ждать на проходной, а потом узнавать, что внутрь все равно не пустят?»

Те же расстроенные чувства испытывает и небезызвестная саратовская художница Елена Мальцева. Работ у нее не меньше, все картины заботливо рассортированы по выставкам. Как перевозить все это богатство, а главное – где разместить, до сих пор не понятно. В любой другой ситуации мог бы выручить погреб, но складировать полотна в подвальном помещении равносильно выбросу их на свалку. Но и с этой проблемой художники уже как будто смирились. В первую очередь их волнует другой вопрос: позволит ли им руководство ФГУПа произвести сборы?

В моем присутствии Глаздков дает утвердительный ответ. И даже обещает на время снять дополнительные замки. По его словам, теперь, когда необходимые формальности в виде перечня фамилий соблюдены, для беспрепятственного доступа в мастерские и пребывания в них с 9 до 19 от живописцев требуется одно – предварять свой приход звонком. Остается надеяться, что творческим людям и представителю более приземленной профессии удастся еще какое-то время находить между собою общий язык. Ведь, как утверждает Маскаев, раньше общение художников с советником гендиректора как-то не складывалось.

Искусство рыночных

отношений

Казалось бы, при таком положении дел нависший над Союзом переезд в необустроенный Губернский рынок скоро покажется художникам редким благом. Похоже, что это убеждение вместе с городскими чиновниками и бизнесменами «Сарграда» искренне разделяет и руководство ФГУПа. В беседе с корреспондентом «Богатея» Сергей Глаздков не раз напомнил о том, что художникам есть, куда податься. И ничего, что площади рынка выделили для живописцев с Московской, 125 – по мнению Сергея Николаевича, места там на всех хватит. Более того, по его словам, администрация института предлагала Союзу материальную помощь с переездом и обустройством в новом помещении, однако предложение было отвергнуто.

Конечно, речь вряд ли шла о 8 миллионах рублей – а именно столько, согласно сметам приглашенной Союзом независимой строительной организации, будет стоить перевод заводского цеха в художественные мастерские. При этом часть из них будет вовсе лишена окон, что вряд ли скажется благотворным образом на творческом процессе.

Впрочем, документов на новую собственность у Союза художников пока нет. По какой-то причине – скорее всего, канцелярского толка – бумаги уже давненько полеживают в кабинетах горадминистрации.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27052009172739&oldnumber=490