"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (491) от 04.06.2009

Музыка из глубины сердца

Светлана ТЕНЕТКО

XVII органный фестиваль, как все хорошее, постепенно подходит к концу. Не всякий город может похвастаться собственным органом. И в этом Саратову повезло. Предпоследний концерт в рамках фестиваля сыграл известный голландский органист и композитор, профессор Роттердамской консерватории музыки Арьян Брекховен.

Что ж, любителям музыки нашего города повезло дважды: впервые в России выступление Брекховена и два (!) концерта маэстро. Первый – фортепианный – вместе с ансамблем старинной музыки «Трио Соната» (в своем первоначальном составе – специально на закрытие сезона из Германии приехала виолончелистка Людмила Дом-бровски) под руководством Владимира Скляренко прошел в зале областной библиотеки накануне органного. Заметим, что этот концерт был совершенно бесплатный и попасть на него могли все желающие (правда, насколько мог вместить небольшой зал).

Программа концерта включала произведения, заявленные в органном концерте, с той лишь разницей, что звучали они в фортепианном исполнении, но от этого ничуть не проигрывали. А вот непосредственное общение с органистом, вопросы, которые могли задать зрители – стало несомненной изюминкой концерта.

Надо сказать, что Арьян Брекховен с удовольствием отвечал слушателям, давал автографы, а в конце концерта даже попросил фотографа, снимавшего на концерте, сделать общую фотографию со зрителями.

А 28 мая любители органа могли насладиться уже органным мастерством Брекховена. Игра Арьяна Брекховена – неожиданные, новые чувственные ощущения традиционного исполнения. Царственный, по-королевски звучащий орган вызывает феерические ощущения – глубинное проникновение до почти физической дрожи. Возникает чувство, что звуки проникли глубоко внутрь, тело отзывается на их призыв и поет в унисон – этот процесс неуправляем и его невозможно остановить. Как будто погружаешься в поток музыки, сливаешься и с ней, и с темой исполняемого произведения.

Музыка вовлекает в мощный водоворот, поток звуков. Брекховен мастерски раскрыл орган, показал его бесконечные возможности. Под руками мастера самый богатый, мощный, царственный инструмент в мире звучит так, что становится то маленьким котенком, то звонкоголосым соловьем в весеннюю ночь (как тут не вспомнить сонеты Шекспира), то он взрывается мощью Ниагарского водопада, тропического урагана, тайфуна и, подхватывая в этом мощном потоке, увлекает за собой. И невозможно сопротивляться этой безумной силе и хочется просто отдаться во власть магии звука.

В исполнении Брекховена виден живой, тонкий юмор, легкое ироничное хулиганство. Порой он напоминает расшалившегося подростка. Живость и еще раз живость, невероятная любовь к жизни. Какое-то солнечное восприятие серьезных произведений, серьезных тем позволяет говорить о гениальности музыканта. Простота общения с публикой делает Брекховена понятным для любой страны, государства, вероисповедания, культуры и традиций.

Арьян Брекховен один из тех, кому, можно сказать, по наследству, через поколения учеников передавались традиции и школа исполнения Иоганна Себастьяна Баха. Возможно, это одна из причин того, что Бах в исполнении Брекховена не выглядит скучным и занудным. В такие моменты понимаешь, что Бах и орган практически неотделимы друг от друга.

Многие из нас слышали исполнение увертюры к опере Бизе «Кармен» и в фортепианном, и в оркестровом исполнении, но в органном переложении она превзошла все ожидания и приобрела новые краски и смысл, обогатив эту тему.

Добавим к этому довольно эффектный выход Арьяна с Еленой Лельчук (фортепиано) из «Трио Соната». Увертюра на фортепиано в четыре руки не предвещала ничего экстраординарного, как вдруг Брекховен неожиданно встал из-за рояля и, сказав, что это не так интересно, пересел за орган. Музыка была поистине божественной.

Практика джазовых импровизаций дает голланскому органисту возможность великолепно, просто блистательно сочетать классику «Beatls» с легким Моцартом и закончить все это великолепие неожиданной русской «Катюшей».

Импровизации на тему мюзиклов Лойда Уэбера «Моя прекрасная леди» – это настоящий гимн женственности, любви, красоты, изящества. Когда зазвучал «Призрак оперы» – большая часть женской половины зрительного зала слушала его замерев, буквально на одном дыхании, потому что это было по-настоящему правильное звучание. Хочется думать, что композитор изначально задумал эту арию для органного исполнения, и никак иначе. Настолько гармонично и органично это прозвучало именно в исполнении органа. В эти минуты очень хотелось услышать красивый женский вокал и раствориться в нем.

Популярные русские мелодии звучат знакомо, по-родному, можно сказать, по-отечески тепло. Композиция на тему русских мелодий началась и закончилась практически двумя гимнами (неофициальным саратовским «Огней так много золотых…» и государственным российским), а между ними феерия, фейерверк, каскад с детства до боли знакомых мелодий: «Течет река Волга», услышав которую так и встает перед глазами образ всенародно любимой певицы и слышится ее проникновенно глубокий голос; просто жемчужина классики, национальная гордость «Калинка» под аплодисменты и приплясывания на местах почти всего зрительного зала.

А на десерт осталось самое тонкое – «Список Шиндлера» Уильямса, исполненный вместе с «Трио Соната». Богатейшая палитра звуков, каскад самоцветов, драгоценное ожерелье, уникальное по своей красоте и тонкости работы. Можно сказать, что Арьян Брекховен настоящий, тонко чувствующий ювелир от музыки – музыкальный Фаберже.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3062009190137&oldnumber=491