"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (492) от 11.06.2009

«Король-олень» без финала

Светлана ТЕНЕТКО

Дипломный спектакль в «Теремке», показанный 5 июня, был необычен тем, что в репертуарном плане он не значился.

И не случайно: поскольку театр, по словам главного режиссера, заслуженного деятеля искусств РФ Геннадия Шугурова,

не потратил ни копейки на подготовку спектакля, факультет тоже (наверное, в связи с кризисом) оказался неплатежеспособным,

то билеты решено было не продавать.

Хотя, на наш взгляд, студентам отделения «Актер театра кукол» (художественный руководитель курса заслуженная артистка России Татьяна Кондратьева) этот спектакль было играть и сложно, и ответственно, потому что зритель был довольно искушенный в актерской профессии: преподаватели и студенты театрального факультета.

Спектакль для взрослых «Король-олень» – спектакль живого плана, когда мы видим актера не за ширмой. Но и в этом спектакле не обошлось без кукол. Введение в спектакль театра теней с куклами, что называется «hand made», добавило нотку волшебства в сказочное действо.

Пересказывать содержание, пьесы, знакомой по одноименному фильму Павла Арсенова, видимо, нет смысла. В ней, как и во многих сказках, добро и зло ведут свою вечную дуэль, и к счастью (хотя так бывает только в сказках), добро оказывается сильнее. А поставленный спектакль полностью меняет представление об этом произведении, буквально ставит все с ног (привычных по фильму образов) на голову, превращая действо в шумный площадной театр. Хотя, если мы обратим взор ко времени создания произведения, то происходящее на сцене не будет казаться нам таким непривычным.

Вот что говорил о своей пьесе Карло Гоцци: «Заключающиеся в ней сильные трагические положения вызывали слезы, а буффонада масок, которых я, по своим соображениям, хотел удержать на подмостках, при всей вносимой ими путанице нисколько не уменьшила впечатления жестокой фантастической серьезности невозможных происшествий и аллегорической морали, несмотря на то, что труппа Сакки, всецело строя свое благополучие на преувеличенной пародии доблестных масок, ощущала сильный недостаток в актерах, которые могли бы играть с должным умением, сдержанностью и чувством серьезные роли, а последние, при неправдоподобном содержании, занимают гораздо более ответственное положение, чем в правдоподобных сюжетах, и требуют от актера исключительного дарования при изображении правды, которой на самом деле не существует» (БВЛ, М., «Художественная литература», 1971).

«Король-олень» – комедия дель арте (комедия масок, вид итальянского площадного театра), в которой от исполнителей требуется проявить все свое актерское мастерство, задействовать мимику, жесты, пластику. Низменность и подлость натуры первого министра Тартальи (Антон Черепанов) подчеркивается постоянно согбенной позой. Но в душе Тартальи постоянно борются два сильнейших чувства: любовь к Анджеле (Василиса Вершинина) и ревности, ненависти к более удачливому сопернику королю Дерамо (Роман Сопко).

Поскольку костюмы, как-то различающие персонажей, отсутствовали, то актерам пришлось искать мелкие нюансы в характере своих персонажей (манерность у глуповатой Смеральдины в исполнении Оксаны Сорвачевой или добавить, казалось бы, незначительную, но запоминающуюся деталь (смешная шапочка на голове у второго министра Панталоне (Николай Мигов), ярко зеленый платок у нескладного Леандро (Дмитрий Ковдя).

Пожалуй, изо всех персонажей выделялся своим невероятным костюмом и странным видом Чиголотти (Алексей Грызунов) – собственно, и по задумке Карло Гоцци, этот площадной рассказчик должен быть именно таким несуразным, нелепым.

В небольшой, почти эпизодической роли Труффальдино (Тарас Сторчак) актеру посредством мимики, пластики, а не слов, потребовалось передать чувства, эмоции, настроение, характер своего персонажа.

В теремковском «Короле-олене» финал остается как бы открытым, хотя подобного вроде бы и не должно быть в театре дель арте, но, на наш взгляд, это придает некие новые краски и оттенки спектаклю. Хотя главный режиссер с этим и не согласен, считая, что в дель арте «все открыто, все обозначено от начала до конца». Спектакль получился ярким, веселым, жизнерадостным.

По мнению Геннадия Шугурова, все это яркое действо было омрачено одним весьма нелицеприятным моментом: за эйфорией аплодисментов и восторгов зрительного зала студенты, увы, забыли о своем художественном руководителе Татьяне Кондратьевой. «Не было бы этого человека в театре, театра бы не было, – считает Геннадий Игоревич. – Двенадцать лет он существовал без режиссера, и только благодаря единицам, а в основном ей, театр не провалился. Она здесь жила, и у нее душа болела за все справедливости и несправедливости. Если бы ее не было, то здесь бы не было и меня, потому что этот человек много делает для театра и для факультета. Не случайно она является на курсе художественным руководителем уже третий раз».

Не перестаешь удивляться, но в этом театре для самых маленьких очень серьезно относятся ко всему: начиная от актерской работы, где не делают скидок никому, и заканчивая отношением к своим коллегам, педагогам.

Накануне «разбора полетов» прошедшего спектакля мы говорили с Геннадием Шугуровым о премьере. Честно говоря, беседуя с главным режиссером о новом спектакле, в очередной раз поражаешься той высокой планке, которую театр ставит для себя в профессиональном плане. Сказать, что ни одного доброго слова не было произнесено, это значит – погрешить против истины; парочка все же была, но не больше. Интересно бывает ли этот режиссер хоть когда нибудь доволен спектаклями и какое чудо должно произойти для этого. А в основном – все о том, что еще много надо работать над самим спектаклем, над театром теней, над куклами к нему, над костюмами и сказочными «чудесами», чтобы в новом сезоне показать зрителю «Короля-оленя» уже с финалом.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10062009192912&oldnumber=492