"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (492) от 11.06.2009

Как причесать собаку на холсте

Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ

25 мая в центральном холле банка «Экспресс-Волга» открылась выставка саратовской художницы Ирины Шин. «Палитра жизни» –

так называется экспозиция, и, судя по всему, картины на ней отобраны были автором

по принципу «нет мелких тем в искусстве» (в данном случае – изобразительном).

«Я стараюсь, – сказала Ирина Львовна в беседе корреспондентом «Богатея», – в самом непритязательном быту, в вещах и предметах, всем знакомым с детства, всякий раз отыскивать какой-то неожиданный новый оттенок, новую деталь, которые мы все привыкли не замечать».

О способности художницы находить поэзию в самой что ни на есть обыденности уже известно не только саратовцам, Так, ее картина «Паяльная лампа» была отмечена на Всероссийских выставках. Отличительная черта представленных работ в «Экспресс-Волге» – все же акцент на большую праздничность композиционных решений и цветовых гамм; яркие, мажорные интонации преобладают над созерцательными и элегическими, запомнившимися зрителям по большинству предыдущих выставок.

«Кошачья тема», в воплощении которой Ирине в кругу современных если уж не российских, то поволжских живописцев, пожалуй, попросту нет конкурентов, занимала свое, «законное» место на выставке. Была здесь и копия картины «Черно-белая парочка», которую в 2006 году купили находившиеся тогда на гастролях в Саратове артисты «Ленкома» О. Янковский и А. Збруев. Картина вскоре была подарена дочери Инны Чуриковой Яне.

Анималистскую тему в творчестве И. Шин развивает оригинальное по форме воплощения полотно «Огненный пес», – ирландский рыжий сеттер изображен причесанным в прямом и переносном смыслах. Автор, по ее же признанию, уже на стадии завершения работы над картиной, в поисках убедительной и оправданной достоверности, легко поменяла кисть на... обыкновенную расческу, и слой масляной краски, если внимательно вглядеться, действительно расчесан, и от этого забавный пес кажется еще обаятельней.

Ирине интересно экспериментировать и приятно удивлять своих почитателей. «Ветер в осеннем лесу» с одинокой женской фигурой среди резко очерченных деревьев чем-то по технике живописи напоминает Грабаря. Только с тем разительным отличием, что тот больше любил писать весну и раннее лето, а здесь – те же резкие мазки достаточно точно передают порывы холодного ветра. Вместе с ними ощущается внутренний «неуют», хотя мы не видим ни мимики изображенной, ни четких очертаний лица, а только фигуру, словно зажатую между ветвями нагих деревьев, в развивающемся длинном платье.

Стилем конструктивизма отмечен городской пейзаж «Ночная улица». А целый цикл «Небо» из нескольких картин, где нет ничего, кроме облаков и синевы в самых разнообразных «видениях», создавался Шин на крыше 10-этажного дома вблизи саратовского городского парка. «Я живу на последнем этаже, – говорит Ирина, – и мне как художнице это очень помогает... Я люблю приходить на чердак большого дома, пробираться на крышу и там обнаруживать, что небо – это лучший «натурщик», которого можно писать бесконечно».

В шестом за 2009 год номере журнала «Волга век XX–XXI» журналист Ирина Крайнова опубликовала очерк, посвященный творчеству Ирины, но для нее самой порой бывают очень ценными и далекие от академизма краткие рецензии в рукописных журналах посетителей ее выставок. Можно сказать – эти отзывы больше похожи на признания в любви. Жалко, что они часто безымянны. 4 июня некто записал в журнале выставки в «Экспресс-Волге»: «В лесу осеннем ветер смуглый,/ Смотрю направо и налево,/ Есть Шина – королева джунглей, / И Шин – в искусстве королева».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10062009192947&oldnumber=492