"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (493) от 18.06.2009

Сюрпризы под занавес

Лана СОКОЛОВА

14 июня в Большом зале консерватории закрывали концертный сезон ансамбль старинной музыки «Трио Соната» вместе с камерным составом симфонического оркестра Саратовской филармонии под управлением молодого дирижера из Москвы Алексея Верещагина и ансамблем народных инструментов «Парафраз». Согласитесь, довольно необычное и любопытное соседство, скорее напоминающее гала-концерт, мимо которого трудно пройти. Наверное, этот концерт можно назвать своеобразной репетицией предстоящего юбилея, ведь через год «Трио Соната» отметит круглую дату – свое двадцатилетие.

Раз уж мы говорим о закрытии сезона, то следует вспомнить, что в этом году, как никогда, пожалуй, Саратов был «обласкан» концертами этого коллектива. Были такие периоды, когда в Большом зале консерватории почти каждое воскресенье у музыкантов случались выступления. Как рассказывают музыканты, это никоим образом не связано ни с финансовым положением, ни с составом «Трио Соната». Дело, скорее, в интересных проектах, которые они сами создавали и в которые их приглашали другие исполнители. Стоит вспомнить и вечера с Астором Пьяццолой, когда вместе с «Трио Соната» играл Павел Мангасарян, и прошедший не так давно концерт голландского органиста Арьяна Брейеховена в рамках органного фестиваля – это лишь немногие концерты с участием музыкантов. Каждый из таких концертов неповторим и не похож на предыдущие, как будет не похож и на последующие.

По словам музыкантов, «Трио Соната» готова на самые смелые эксперименты, один из них – своеобразный дуэт с «Парафразом», вылившийся в адажио для гобоя и оркестра и кусочек из «Маленькой ночной серенады» Моцарта. Надо сказать, домры с балалайкой и клавесин на одной сцены выглядели, прямо сказать, немного необычно. Но лишь до того момента, когда музыканты начали играть: дальше это соседство оказалось вполне органичным. Такое ощущение, что они играют вместе уже не первый раз и, более того, возможно, знай Моцарт о таком соседстве, он бы не преминул сочинить какую-нибудь музыкальную шутку на эту тему.

Камерный состав оркестра, хотя и состоит из струнных инструментов, но с «Трио Соната» тоже играет впервые. Для оркестрантов барочная музыка – немного другой, новый, так сказать, пласт, отличный от привычной симфонической: классики, романтики, современной музыки. И какой же оркестр без дирижера – в этой роли выступил Алексей Верещагин. Для музыкантов «Трио Соната» игра в составе оркестра, игра с дирижером – тоже первый опыт.

Алексей Верещагин – выпускник двух факультетов Московской государственной консерватории (хорового и дирижерского). В настоящее время закончил второй курс аспирантуры, является дирижером-стажером Национального симфонического оркестра России под рук. В. Спивакова, сотрудничал с Т. Курендисом (Новосибирский оперный театр), Российским национальным оркестром под рук. Плетнева. В 2006 г. на Всероссийском конкурсе дирижеров в Магнитогорске получил гран-при. В Саратове Алексей уже не новичок: несколько раз он выступал у нас в составе камерного хора Московской консерватории под рук. Б. Тевлина и как концертмейстер этого же хора. А вот с «Трио Соната» и с нашим оркестром встретился впервые, но остался весьма доволен этим знакомством.

По словам Алексея, отпущенного на репетиции времени, конечно же, катастрофически мало. Но перегружать новой информацией оркестрантов он в то же время считает опасным. Конечно, хотелось бы иметь постоянный состав камерного оркестра, в этом случае и музыканты были бы сыграны, и дирижерам работать бы было немного легче.

Но, несмотря на все трудности, музыканты блестяще справились с той сложной и интересной задачкой, которую сами же себе и придумали.

В этом необычном концерте были преподнесены еще несколько приятных сюрпризов: спеть с бывшими коллегами приехала ныне солистка уже Московской филармонии заслуженная артистка России Светлана Кузнецова. «Аллилуйя» Моцарта и куплеты Адель из «Летучей мыши» Штрауса прозвучали просто божественно.

И еще один дуэт, о котором хочется сказать несколько слов: «Учитель и ученик» Гайдна – в нашем случае учитель и ученица – в исполнении Елены Лельчук и худрука филармонии, заслуженного артиста России Анатолия Катца. Чтобы соответствовать образу эпохи предложенным ролям, Анатолий Иосифович надел парик, а в черных кудрях Елены пышно расцвел огромный белый бант.

Пришедшая публика, знающая «Трио Соната» уже не первый год, открывает все новые грани этого ансамбля. Возможно, поэтому в классический концерт довольно легко и органично вписалась так называемая «легкая музыка» Лероя Андерсона «Танго в стиле блюз» и «Вальсирующий кот».

И, наконец, – под занавес, «Адиос» Астора Пьяццоллы в исполнении «Трио Соната» – этого композитора они оставили только для себя.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17062009192219&oldnumber=493