"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (493) от 18.06.2009

Неисповедимы пути жюри

Александр ДАВИДЕНКО

Завершился XXII Собиновский музыкальный фестиваль и проходивший в его рамках конкурс конкурсов вокалистов. В отличие от прошлого года, откровенных недоразумений со стороны участников не было. При разном уровне подготовки и вокальных данных, состав был достаточно сильным. И если первое отделение второго тура сначала насторожило, т. к. среди выступивших не было видно (скорее, слышно) претендентов на какую-либо премию, то второе отделение все поставило на свои места.

Итак, по порядку. Два молодых баса (Кирилл Филин из Москвы и Виктор Ряузов из Нижнего Новгорода), певших в первом отделении, не отличались телесной фактурностью, и голоса соответствовали их конституции, – у них было, скорее, не басовое, а баритональное звучание. Низкие ноты глуховаты и обесцвечены, центр неплохой, а «верхушки», лишенные настоящего басового, грудного звучания, – «плосковаты». Кроме того, партии пелись довольно формально. Им лучше удавались арии из итальянских опер.

Оба лирических тенора (Дмитрий Башкиров из Воронежа и Георгий Нечаев из Киева) обладают легкими, подвижными голосами, хорошо подходящими для создания романтических образов. Звук у них формируется, в основном, за счет головных резонаторов. У Георгия сильный носовой «призвук», мешающий отчетливой дикции и обедняющий тембр, но в арии Германа (П. Чайковский «Пиковая дама») последние высокие ноты прозвучали прекрасно, словно он избавился от этого недостатка. Дмитрию высокие ноты удавались неплохо, но подготовка к их «покорению» пока слишком заметна; у него хорошее дыхание, позволяющее осваивать кантиленное пение, причем не только в итальянском репертуаре, что и было продемонстрировано в песне Левко из оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь» (большое количество согласных в русском языке делает это затруднительным).

Елена Поволяева из Воронежа обладает довольно крепким сопрано, но отнюдь не колоратурным, поэтому выбор репертуара был ошибкой, – легкая, подвижная ткань каватины Людмилы (М. Глинка «Руслан и Людмила») и арии Лючии (Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур») оказалась сложной для нее. Средний регистр развит лучше, нежели верхний, отчего фиоритуры в высокой тесситуре были не убедительны.

Евгений Либерман (Москва) произвел приятное впечатление. Микстовое звучание (смешение грудного и головного регистров), ровное и широкое дыхание позволяют голосу быть однородным и тембрально сложно окрашенным, превращая даже речитативные фрагменты из простой декламации в пение. Одна, но важная деталь портила впечатление: высокие ноты (особенно в финальных тактах пролога из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы») звучали гораздо бледнее, несколько «сдавленно».

У Павла Быкова (Москва) экспрессивно звучащий баритон бархатистого тембра, хорошо выровненный по регистрам. Он грамотно строит вокальные фразы, окрашивая их осмысленными эмоциями, чувствует образ и живет на сцене его жизнью. Небольшие недостатки (немного глуховатые верхние ноты и не очень «большой звук») почти не заметны. У него, может быть, голос не столько оперный, сколько камерный, но это нисколько не умаляет его достоинств.

Подача звука у Марии Лобановой (Москва) исключительно эмоциональна, энергия захлестывает ее, с трудом удерживаясь в рамках сценического образа. У нее чистое, прозрачное, сильное сопрано, на верхних нотах набирающее силу и приобретающее особую «полетность». Впрочем, она не хуже звучит и в среднем диапазоне, лишь на низких нотах голос немного теряет в окраске и становится слегка глуховат (оркестр это умело маскировал). Энергичная вокализация заставляет забывать о немного смазанной дикции (хотя благодаря этому голос не так «спотыкается» о согласные). Ее темперамент в арии Чио-Чио-Сан (Дж. Пуччини «Мадам Батерфляй») был переплавлен во внутреннее напряжение вокального образа, лишь временами прорываясь наружу и упругими волнами красивого голоса наполняя зал.

Олесю Гордееву (Челябинск) после предыдущей певицы сложно было оценить сразу, т. к. ее сопрано, близкое к колоратурному, скорее камерное, интимное, нежели классическое оперное. Но, вслушиваясь в него, обнаруживаешь и красоту тембра, и удивительную гибкость, пластичность звука, и очень выразительную фразировку, а также хорошо выровненные регистры. Пение на piano просто замечательно, прекрасны верхние ноты, которые после того, как она распелась, легко преодолевали сопротивление объема большого зала. Разве что была «оголена» финальная нота в арии Виолетты (Дж. Верди «Травиата»), на которой певица сделала фермату (сила звука оказалась выше ее возможностей).

Третья выступавшая сопрано, Анна Нечаева (Санкт-Петербург), в свое время была выпускницей Саратовской консерватории. Она обладает настоящим драматическим сопрано, прекрасно звучащим во всем диапазоне (даже низкие ноты насыщенны и упруги). Доминирующий грудной регистр на верхних нотах обогащается головным, усиливающим звучание и придающим ему особый блеск и яркость. Звук чрезмерно не форсируется, он не выходит у нее из-под контроля, отчего вокальная партия, не теряя в выразительности, приобретает классическую законченность.

Единственным «натуральным» басом оказался Владимир Васильев (Казань). Его голос бархатистый, сильный, ровно звучащий по всему диапазону. Музыкальные фразы пелись на едином легато. Это была настоящая вокализация, когда даже артикуляция (при этом, возможно, некоторых смущала непривычная мимика) помогала кантиленному пению. Дыхания хватало для «огранки» как низких, так и высоких нот. Четкая дикция дополняла отличные вокальные данные. Грудной регистр органично смешивался с головным (менялись лишь пропорции при движении голоса вверх). Особенно порадовало исполнение им сложной партии Сусанина (М. Глинка «Жизнь за царя»).

Анастасия Мухина, меццо-сопрано из Якутска, «потерялась» в арии Любаши (Н. Римский-Корсаков «Царская невеста»): голос был не собран, излишне широко звучащим, который на нижних нотах терял окраску, становился «оголенным». В арии Далилы (К. Сен-Санс «Самсон и Далила») звукоизвлечение было более аккуратным, отчего пение стало выразительным, проявился теплый, даже задушевный тембр с примесью легкого эротизма. В среднем регистре хороший звук и ровное широкое дыхание позволяло строить красивые вокальные фразы. Но самые верхние ноты все же немного «вываливались», были тембрально неоднородны.

Конечно, все участники конкурса достаточно молоды, чтобы развиваться, совершенствуя и голос, и исполнительскую манеру. Но оценки выставлялись сегодня. Итак, лауреатами и дипломантами (по мере убывания значимости награды) стали: А. Мухина, М. Лобанова, О. Гордеева, А. Нечаева, Е. Либерман, В. Васильев. И если в целом к отбору призеров претензий нет (можно, конечно, предложить и иную их последовательность), присуждение первого места все же удивило. А. Мухина, откровенно «провалившая» арию Любаши и, конечно же, хорошо (но все-таки не блестяще) спевшая арию Далилы, не только не соответствовала «подаренному» ей первому месту, но и не претендовала вообще на лауреатство. Но, как видно, у жюри были на это свои причины.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17062009192328&oldnumber=493