"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (494) от 25.06.2009

Перпендикулярные провинции

Александр ДАВИДЕНКО

Хадера – довольно провинциальный для Израиля город, поэтому мне, жителю далеко не столичного Саратова, было интересно погулять по его улицам, тем более что непривычного для меня оказалось слишком много (я не имею в виду экзотическую для волжанина флору, – об этом в другой статье).

На каждом шагу в глаза бросались разнообразные «мелочи», которые были привычны для местного населения, но слишком непривычны для меня, как средне-статистического россиянина. Город оказался удивительно чистым, – только на газонах, под деревьями регулярно появляются перманентно опадающие листья, – дворники работают не шумно, но эффективно. Вдоль тротуаров стоят аккуратные скамейки из перфорированного металлического листа, вокруг которых не валяются пустые бутылки из-под пива, мятые сигаретные пачки и прочие признаки отдыха. Закрадывалось сомнение: а есть ли здесь молодежь, и если есть, то почему она не демонстрирует свою энергетику привычным для нас способом?

Автомобильный поток интенсивный, но появление пешехода на нерегулируемом переходе (на регулируемом – тем более) не воспринимается как вызов со стороны простого смертного, требующий наказания и самоутверждения за счет здоровья или жизни идущего. Водители спокойно останавливают своих «рысаков» и смиренно дожидаются, когда нога такого же достойного, как и они, гражданина ступит на бордюрный камень противоположной стороны улицы. При всем при этом, стекла не тонированы и хорошо видно доброжелательное лицо человека за рулем. Правда, и пешеходы не стремятся экономить время, перебегая дорогу в любом месте, кроме переходов, и правильно реагируют на красный свет светофора.

Кстати, об автомобильных дорогах, – они очень высокого качества (как, видимо, и должно быть, если выдерживать технологию укладки, а также учитывать температурные и иные факторы). Асфальт не разрушается сразу же, нет временных заплат, и он не наплывает волнами на бордюр, словно пластилин, выдавленный колесами проезжающих авто (и это притом, что температура в Хадере повыше, чем в Саратове). И совсем уж удивительно то, что дороги не заливают наспех асфальтовым «киселем», не застывающим никогда. Трассы внутри города не забиты припаркованными вдоль обочин машинами, – для этого есть небольшие карманы и небольшие (или большие – где как) парковочные зоны возле магазинов или на пустырях, не перекрывающие ни проезжую, ни пешеходную части улицы. Странно, но закон для всех один и он исполняется!

Неравнодушие жителей к своему городу проявляется и в ландшафтном дизайне. Как рукотворные, так и нерукотворные уголки природы деликатно «вписаны» в городские интерьеры: они осторожно декорированы валунами белого известняка, крупной галькой, нарочито грубо обтесанными плитами и т. д. Деревья и кустарники ухожены, с них не свисают, готовые рухнуть на головы прохожих, сухие стволы и сучья. Встречаются уголки дикой природы, но они, как ни странно, не используются вместо туалетов, т. к. этих оборудованных мест хватает. В разных местах, особенно там, где обычно бывает много людей, стоят клетки с окошками, в которые прохожие бросают пустые пластиковые бутылки, что тоже способствует профилактике чистоты. И нигде не видно лозунгов, что «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Видимо, все прекрасно понимают, что лучше и убирать, и не сорить, а не спорить, что из этого важнее.

Городская скульптура разнообразна, многочисленна и непривычна своей «несерьезностью». Монументальные объекты попадаются редко, да и они лишены внешней пафосности («серьезных дядек» с суровым взором я так и не встретил), – это, скорее, концептуальные, ироничные, назидательные решения. Причем, как вполне натуралистические, так и весьма абстрактные формы. Среди них и антропоморфные композиции, и одиночные фигуры, и в меру стилизованные изображения цветов, животных, насекомых, фруктов, бытовых предметов. Может показаться странным, но обычные орудия труда (сельскохозяйственного назначения), – отслужившие свой век бороны, рыхлители, плуги, свежеокрашенные, – хорошо смотрятся в городе на какой-нибудь центральной аллее, заметные всем проезжающим и прогуливающимся «детям урбанизации», напоминая им, что добывание хлеба насущного – это труд, а не некая абстракция.

Небольшой штрих, характеризующий отношение к труду вообще и к труду коллег в частности. Нигде не наблюдал не только вскрышных работ коммунальных служб (ну, может быть, не повезло), но, что гораздо важнее, не видел даже следов этой деятельности: ни тебе брошенных разрытых траншей, ни наспех засыпанных землей или слегка прикрытых асфальтовой пленкой «послеоперационных шрамов».

Наконец, так называемая придомовая территория. Дворики ухожены, засажены деревьями, декоративными кустами, цветами. Дорожки из светлого камня причудливо извиваются вдоль и поперек большой зеленой лужайки, на которой проводят свободное время как дети, так и взрослые. От солнца можно укрыться в тени деревьев или в красивых беседках с аккуратными скамейками. На эту зону отдыха, кроме самих отдыхающих, никто не претендует и не пытается превратить в автостоянку. Осталось войти в подъезд и подняться на нужный этаж. Но и здесь не оставляет ощущение какой-то иной реальности. При отсутствии надзирателя, никто не расписывает стены и не гадит на полу, не уродует лифты. Да и сами подъезды выглядят ухоженными: не осыпается штукатурка, не громыхают сломанные почтовые ящики, стекла и оконные рамы целы.

Почему в двух провинциальных городах – Хадере и Саратове – две разные реальности? Не оттого ли, что различны методы и, как следствие, эффективность управления? Не оттого ли, что различно состояние умов населения, которое формально является совокупностью граждан, но фактически элементы этой совокупности полноценными гражданами (в Саратове, конечно же) себя не ощущают? Иначе их деятельность была бы конструктивна и созидательна.

Справка

Город Хадера расположен в северной части центрального района Израиля, на полдороге между Тель-Авивом и Хайфой, в нескольких километрах от средиземноморского побережья. Основан в 1891 году членами организации «Ховевей Цион», выходцами из России и восточной Европы. Название «Хадера» происходит от арабского «Эль-Худейра» – «зеленая», преобладающего цвета болотной растительности, ранее господствующей в районе.

История Хадеры началась с покупки участка заболоченной земли и основания на нём небольшого сельскохозяйственного поселения. Первые поселенцы вынуждены были бороться с притеснениями и вымогательством турецких властей, нападениями бедуинов, малярией. Более половины поселенцев из Хадеры умирают от малярии в ходе первых 20 лет. Поселенцы получили помощь в 1895 году, когда барон Эдмонд де Ротшильд выделил средства для осушения болот, на строительство каналов и посадки крупных эвкалиптовых рощ. В 20-е годы прошлого века через Хадеру была проложена железная дорога из Тель-Авива в Хайфу.

В 1936 году Хадере был присвоен статус города. Город состоит из микрорайонов, построенных на некотором расстоянии один от другого. В 1982 году между городом и морем была построена большая электростанция. В городе действуют 98 детских садов, 14 начальных школ, 12 средних школ и школ промежуточной ступени, 2 школы искусств, средняя школа-интернат.

Население: 75300 чел. (2004 г.). Площадь: 53 кв. км.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24062009185312&oldnumber=494