"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (495) от 06.08.2009

Непутевые заметки

Екатерина БОГДАНОВА

Самый верный способ сполна насладиться таким чудом, как отпуск, – не только беззаботно провести время где-нибудь там, где знакомым, сослуживцам и даже родственникам точно не светит тебя найти, но и в полной мере прочувствовать прелести дороги к этому дивному месту. Ведь одно дело – прибыть в аэропорт в качестве груза и лениво разлечься на турецком пляже и совсем другое – основательно настрадавшись в пути, приступить к вожделенному отдыху с чувством, с толком и знанием дела. Лично мне дикий туризм по душе, а слабость к урбанистическому отдыху на сей раз подтолкнула к автомобильному путешествию в культурное и деловое средоточие Поволжья – Казань и Нижний Новгород.

Из Саратова в Казань

Среднестатистическому штурману пассажирского кресла – если, конечно, он не автостоппер – одиннадцать часов пути, пару раз прерываемые «бутербродными» остановками, несказанной романтикой не покажутся. Боюсь, мои ощущения от усредненных ничем не отличались. Я, впрочем, еще не знала, каковым окажется возвращение назад, а потому не сразу начала желать такого же путешествия чиновникам комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог области – лучше во главе с правительственным кортежем. Просто, если бы кому-нибудь в свое время пришло в голову сэкономить на установке указателей и стел с названием города на въезде и выезде из Саратова, наша область явно не потерялась бы в автомобильном пространстве ПФР. Малоопытный водитель, окажись он в такой ситуации, может спутать участок федеральной трассы на Волгоград разве что с направлением на Сызрань или Пензу: разбивать авто одинаково удобно на всех вышеозначенных магистралях. На выезде из области дорожный ад резко прекращается. И самое неприятное, что об этом прекрасно осведомлены сотрудники ДПС: притулившись на стыке двух контрастных дорожных полотен, они не испытывают недостатка в нарушителях скоростного режима.

Тяготы путешествия с лихвой вознаградили замелькавшие за окном лесистые пейзажи республики Татарстан. Прежде всего порадовали установленные в избытке придорожные щиты с пожеланиями доброго пути – мелочь, а приятно. Произвели впечатление и аккуратные татарские деревушки, всем своим видом указывающие на то, что местные жители – народ не из пьющих. В противном случае одинаковые красочные автобусные остановки близ населенных пунктов вряд ли сохранили свой первозданный вид, да и блестящим будкам таксофонов, этому сельскому чуду из чудес, пришлось бы худо.

Такое впечатление, что Казань, недавно отметившая свое тысячелетие, с годами только молодеет. Этот вполне европейский город с волнующим привкусом Востока опьяняет соседством церквей с минаретами, древних памятников с оживленными автомобильными магистралями, смешением русских названий с надписями по-татарски.

Вообще если руководствоваться тезисом о том, что забота муниципальных властей о жителях и гостях города должна быть ненавязчивой, но чуткой, то нельзя не привести Казань в качестве иллюстрации. Несмотря на то, что почти всегда приезд в Саратов с отдыха или командировки служит для меня маленьким стрессом, только недавно я задумалась о нехитрой природе собственных ощущений. В возвращении в неприбранную квартиру приятного мало. Приходится констатировать, что у градоначальника Казани представления о чистоте больше соответствуют общепринятым. На мой вкус, третий город России в ухоженности вполне мог бы поспорить со вторым: обнаружить на казанских улицах мусор почти наверняка значит заглянуть в окрестности Центрального рынка, малоэтажных кварталов под снос и подобных злачных мест.

Если пойти по туристическим тропам города, еще можно обнаружить красочные панорамные брошюры с видами колесящих по улицам ГАЗелей. Это своего рода раритет, потому как маршрутные такси в Казани уже не встретишь – от этого не самого безопасного вида транспорта власти города полностью отказались. Весь пассажиропоток приняли на себя автобусы – неудобные, как с гримасой заметила моя квартирная хозяйка Алена, подразумевая крайне ограниченное количество сидячих мест. Это неудобство, впрочем, не мешает казанскому автобусному парку смотреться достаточно впечатляюще – весь подвижной состав выдержан в едином красном цвете. Многие маршруты, свернув с центральных магистралей, уходят вглубь разросшихся спальных районов, доставляя пассажиров практически до подъезда.

Прогуливаясь по центру Казани, вдоль излюбленной туристами улицы Баумана – эдакому местному Арбату, усеянному кафе и лавчонками с китайскими сувенирами, я неожиданно заметила «знакомый» силуэт. Потрясающая былым величием гостиница «Казань» щурится на прохожих позеленевшим фасадом и пустыми провалами окон. Судьба этого гиганта, построенного в начале девятнадцатого века, как ни странно, схожа с рядом исторических зданий Саратова: «К тысячелетию Казани гостиницу решили отреставрировать и уже снесли часть внутренних помещений, но успехом это не увенчалось, так как по строению пошли трещины. Объект признан историческим памятником, поэтому, находясь в ужасающем состоянии, он до сих пор так и не является снесенным». Между тем гостиница, предусмотрительно обнесенная ограждением, и теперь выполняет свою прямую функцию – дает приют. Правда, сейчас ее гостеприимством пользуются не заезжие иностранцы и прочая денежная публика, а местные бомжи.

Не менее любопытное сооружение обнаружилось по соседству с казанским кремлем. Мое внимание привлекла масштабная стройка, развернувшаяся вблизи выходящих окнами на реку Казанку элитных особняков «под старину». Казалось бы, ничего особенного: по всему видно, что город реставрируется и застраивается весьма активно, прирастая не только новостройками, но и станциями подземки. Грешным делом, мне подумалось, что и это размашистое строительство готовится явить казанцам очередной гостиничный комплекс или торговый манеж – с колоннами, портиками и львами, идеально впишущийся в архитектурный ансамбль городского центра. Разгадка оказалась несколько неожиданной. «Стыдно сказать, – поведала мне сотрудница разместившегося на территории кремля филиала Эрмитажа, которая, услышав, что я из Саратова, одобрительно отозвалась о Радищевском музее, – это … министерство сельского хозяйства».

Можно было бы рассказать еще и о том, какая удивительно тихая Казань ночью. А также поудивляться тому, что ограждения и детские площадки во дворах почти в идеальном порядке, канализационные люки на месте, а пунктов приема металлолома не видно даже на городских окраинах. Или, например, восхититься подземными паркингами, существующими при большинстве гипермаркетов, что ощутимо разгружает улицы от оставленных водителями машин. Наконец, отдать должное городским озеленителям, заботами которых по количеству приходящихся на душу населения квадратных метров зеленых насаждений Казань превосходит даже северную столицу. Чего стоят огромные территории казанских парков – той же «Швейцарии», сочетающей городок аттракционов с широким лесным массивом.

Грустно, что между Саратовом и Казанью с уверенностью можно провести лишь одну параллель, сравнив полуразвалившуюся, брошенную «Казань» с остовом не менее удручающей «России»…

Из Казани в Нижний Новгород

От Казани до Нижнего – четыре-пять часов. Трасса на Москву – по большей части узкая и извилистая, изобилующая опасными участками и активно ремонтируемая. Последнее обстоятельство несколько притормаживает поток автотранспорта, но, в общем, приятно, даже несмотря на то, что качество дорожного полотна и без того особых нареканий не вызывает.

Нижний – эта признанная столица Поволжья, на поверку нисколько не напоминает своего русско-татарского соседа: шумливого, вычурного и активно молодящегося. Он будто бы пребывает в полусне, сохраняя величие и чувство собственной значимости.

В противопоставлении Саратова Нижнему Новгороду мезальянс бросается в глаза, пожалуй, меньше, чем в паре Саратов–Казань. Грубовато-мужественный облик Нижнего, смягченный красотой древних монастырей и церквей, кремлевских башен и стен все-таки далек от рафинированности и женской ухоженности Казани. Внешний вид зданий, состояние тротуаров нижегородского исторического центра не безупречны, а безукоризненная чистота наблюдается разве что у стен кремля.

Соответствуя своему статусу мегаполиса, город активно занят расширением метрополитена, пока востребованного лишь жителями спальных районов, добирающимися на работу в центр. Что касается туристических маршрутов и мест отдыха, то их в городе только прибавляется. За последние годы на окружающих Нижний холмах выросли уютные ступенчатые террасы с лавочками и цветниками. Открывающимся с них панорамным видом на слияние Оки и Волги можно наслаждаться часами.

А еще Нижний поражает своей неуемностью. Стоит выйти в поисках сувениров на Большую Покровскую, как наряду с толпами гуляющего люда город встретит вас своими безмолвными и неподвижными бронзовыми жителями: чистильщиком сапог, фотографом с собачкой, котами, охотящимися за голубями прямо на фасаде дома, влюбленной парочкой и даже козой, верхом на которой особенно любят фотографироваться дети. Переизбыток скульптур мог бы даже показаться дурновкусием, но не выглядит таковым и вместо этого придает городу своеобразный шарм. И впрямь, где еще увидишь столь «густонаселенный» пешеходный проспект?

…Боюсь, покидая Нижний, я так и не нашла для себя ответа на почти шекспировский вопрос: почему по-прежнему хорошо лишь там, где нас нет?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5082009190733&oldnumber=495