"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (496) от 12.08.2009

Экосовет умер – да здравствует Экосимулякр!

Пресс-центр НКО Ассоциация «Партнерство для развития»

Региональные власти в очередной раз продемонстрировали неспособность к диалогу с гражданским обществом и еще большее стремление им манипулировать. И таки создали вместо ЭкоСовета ЭкоСимулякр: бутафорский, легко манипулируемый и самое главное – безвредный для власти (и бесполезный для общества) орган.

Состоявшееся 6 августа заседание Экологического совета ассоциируется с третьим актом марлезонского балета. Все те же интриги и те же интриганы в вежливой позе с наклоном, все то же невыполнение предыдущих договоренностей, все те же попытки нейтрализовать непокладистых общественников разбавлением превышенной дозой инертной массы …

Заместитель председателя правительства (и ЭкоСовета) А. Щербаков все так же не владел ситуацией, а министр Белов так же лгал почтенному собранию, не давал ответов на простые вопросы и щеголял подписанными губернатором (видимо – не читая?) документами. В этот раз на свет появился утвержденный губернатором – без согласования с общественностью – список общественников, допущенных в Экологический совет.

«Допущенными» оказались все креатуры г-на Белова – от пчеловодов до одиозной фигуры г-на Шляхтина (известного еще со времен выполнения заказа по обоснованию возможности уничтожения химоружия в Горном). В список не попал целый ряд организаций регионального, российского и международного уровня, в том числе экологическая организация «Будущее» (под руководством В. Мальцева), саратовское отделение Международного Социально-экологического Союза, региональное отделение Союза журналистов России, экофонд «ЭКАР», Комитет гражданского экологического надзора, Общество защиты животных и др. При этом ни Щербаков, ни Белов не смогли ответить, какими же критериями они (или губернатор?) руководствовались при отборе кандидатов на свободные места в общественной части Экосовета.

Критерий, озвученный А. Щербаковым, о том, что приглашаются к участию только зарегистрированные организации, оказался несостоятельным: все вышеперечисленные из неприглашенных имеют статус юридического лица и при этом – экологический профиль. Но, увы, они не обладали единственным важным для чиновников критерием – лояльностью. Для недопущения живых, но нелояльных, предприимчивые чиновники дополнили общественный список «Экологического» (!) совета представителями организаций садоводов, пчеловодов, офицеров запаса, ветеранов (под предлогом «демократичности» отказавшись от представления организациями, претендующими на участие в Совете, информации о своей деятельности) и – развели руками: «Ну, мы же не можем принять всех желающих!».

В знак протеста против откровенного манипулирования, игнорирования губернатором и его подчиненными мнения общественности и достигнутых ранее договоренностей (о формировании общественной части Экосовета на основании предложений общественных экологических организаций, а не чиновников) представители пяти ведущих экологических организаций региона покинули заседание Экологического совета (кстати, до намеченных властью выборов зампреда Совета от общественности). Намеки А. Щербакова на то, что согласованная с губернатором кандидатура безусловно совпадет с их выбором, не остановили уход общественников.

По словам руководителя областного фонда защиты животных Л. Бочкаревой, о каком взаимодействии с чиновниками и работе в Совете можно говорить, если они начинают работу с откровенной лжи.

Выборы все же состоялись… Процедура оказалась настолько срежиссированной, а результат настолько предопределен, что голосование проводилось несмотря на отсутствие одного из двух кандидатов (т. е. по сути выборы проводились на безальтернативной основе) и десяти из 14 ЭкоСовета, инициировавших его создание – 5 покинули заседание и 5 на смогли присутствовать. Организаторы (г-н Белов и Ко) позаботились, чтобы на заседание Совета этих представителей попало как можно меньше: извещение о заседании им было передано накануне, а не за пять дней (т. е. в нарушение Положения о Совете), очевидно в надежде, что кто-то не получит сообщение, кто-то не сможет перенести уже запланированные дела.

Впрочем, эта технология уже была и ранее отработана. А может, это даже и не технология, а неспособность следовать правилам? Еще ни одно заседание Совета не было проведено в соответствии с Положением! То, что ни один представитель СМИ также не был допущен, уже стало нормой работы Экосовета: антипрозрачность – есть необходимое условие завершающей стадии интрижки.

А вот выставление дополнительного кордона при входе в зал заседаний явно стало инновацией. Он появился после звонков в приемную Щербакова представителей недопущенных организаций, видимо, чтобы, не дай бог, не просочились особо активные. Кордон, похоже, получил добро на всяческие проявления милицейского «этикета»: гражданин в штатском, долго не желавший представиться, в весьма резкой манере устроил дополнительную проверку документов, не брезгуя угрозами «разобраться» с некоторыми «отдельно» и давая общественникам понять их роль и место…

Остался лишь один вопрос: о роли и позиции во всем этом действе губернатора области П. Ипатова. Два года тянется эта бесконечная бюрократическая интрижка. За это время Совет собирался 2 раза плюс два оргзаседания. На каждом выяснялось, что документы, представленные министром экологии В. Беловым, отличаются от ранее согласованных: сначала загадочным образом изменилось Положение о Совете (губернатор, видимо, подписал не глядя?), потом изменился проект Программы экологического оздоровления (от общественных слушаний до заседания Экологического совета она заметно сократилась), потом представил на подпись губернатору Концепцию непрерывного экологического образования, получившую отрицательное заключение сразу двух структур – Общественной Палаты и Экспертного совета при правительстве области. И все – без каких либо последствий.

Тем временем, договоренности, спущенные губернатором для исполнения подчиненным, исполняются с точностью до наоборот, а Павел Леонидович с легкостью утверждает несогласованный состав Экосовета. Так что это: губернаторская тактика по удушению общественных инициатив, слепая доверенность своим подчиненным или результат аппаратных игр, с которыми губернатор уже не может справиться? Или, быть может, кто-то из команды Ипатова уже работает на следующего губернатора? Кто же так опекает министра Белова, что ему сходят с рук любые его оплошности? И кто же действительно управляет губернией?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12082009180931&oldnumber=496