"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (496) от 12.08.2009

Эпопея «саратовской Атлантиды»

Юрий ЧЕРНЫШОВ

(Продолжение. Начало в № 25 от 6 августа 2009 г.)

Чуть ниже Зубрилова Хопер отходит от границы Пензенской области и становится полностью «саратовским». Здесь начинается северо-восточный угол Саратовской области, ее четыре района, примыкающие к Хопру – Ртищевский, Турковский, Аркадакский и частично Балашовский. Угол сейчас не избалован исследователями, хотя раньше здесь находились владения многих знатных дворянских родов, вошедших в историю России.

Да и сейчас здесь немало сел, хранящих память о старине. Зубриловская усадьба Голицыных была для них образцом и притягательным центром.

Но сегодня – это край, не пуганый краеведами.

Даже к Зубриловской усадьбе в полной мере можно отнести слова известного искусствоведа советского и нашего времени Алексея Комеча: «Поучительный, но, как всегда, не для нас, пример вреда больших денег и невежественного сознания». Большие деньги подталкивают к «купеческому замаху»: проводится расчистка старинного парка, возводятся ремонтные леса вокруг дворца и колокольни, трава вокруг церкви на лето защищается от вытаптывания деревянным настилом, рядом с церковью возводится новодел – деревянная звонница, и даже шедевры цивилизации – биотуалеты – устанавливаются рядом с историческими захоронениями у стены храма. И, в то же время, «невежественное сознание» под видом реставрации толкает к вскрытию гробниц в скрипте – цокольном этаже церкви – к «гробокопанию». По странному совпадению чуть позже на «черном рынке» Ртищевского района – ближайшего к Зубриловке – предлагается «фамильный перстень Голицыных».

В бывших же, менее знатных «дворянских гнездах», разбросанных по округе, где и небольшие деньги – нечастые гости, невежество только возрастает. Возрастает хотя бы потому, что рождаемость снизилась настолько, что повсеместно закрываются местные школы из-за ничтожно малого количества учеников, а, следовательно, исчезает и прослойка сельской интеллигенции: учителей и работников центров «духовной жизни» советских времен – библиотекарей, работников домов культуры и клубов. Во множестве сел исчезли даже магазины и пекарни, и снабжение самыми необходимыми товарами – даже хлебом – осуществляется с помощью автолавок, появляющихся в селе не каждый день.

Тем более интересно было увидеть очаги стихийного противостояния культурному распаду и духовному одичанию. Примеры разного рода можно было встретить по берегам Хопра в селах Отрадное, Чиганак, Ключи и других.

Отрадино – историческая ошибка?

Название этого села вошло в краеведческие и искусствоведческие работы благодаря известным саратовским краеведам и фотографам братьям Александру и Виктору Леонтьевым. Они побывали в заброшенной усадьбе этого села в 1926–1927 годах, сделали ряд фотоснимков усадьбы и вывезли на лошадях наиболее ценные предметы в Радищевский музей. В саратовском областном музее краеведения хранится также акварельный рисунок «Усадьба в Отрадино», сделанный известнейшим краеведом А. Минхом. В сборнике Общества изучения русской усадьбы (было же такое!) Леонтьевы так описывали село: «Отрадино подкупает своим живописным расположением – на правом высоком берегу Хопра, на площадке, со всех сторон окруженной растительностью». Между тем, на нынешних картах Отрадино – это село, расположенное вдали от Хопра, и в котором никаких исторических достопримечательностей не существует. Усадьба же, запечатленная Леонтьевыми и изображенная Минхом, точнее – ее остов, находится не в Отрадино, а в… Отрадном, селе, в точности соответствующим описанию Леонтьевых, находящемся в нескольких километрах от Отрадино. То ли со временем изменилось название сел, то ли произошла какая-то ошибка в названии села, идущая еще от Минха и Леонтьевых, трудно понять. В советское время это село называлось «коммуной». А название Отрадное, может быть, тогда было присвоено селу, стоящему совсем в стороне от реки. В сегодняшнем Отрадном («коммуне») местное население еще помнит, что принадлежало село Орловой (1838–1926 гг.), урожденной старинного княжеского рода Кривцовых, которая в течение полувека была хозяйкой усадьбы. По отцу, матери и мужу была хозяйка в родстве с весьма известными дворянскими родами: Репниными, Разумовскими, Волконскими, Хитрово, Раевскими, Юсуповыми (недалеко расположено и село Юсупово). Ее лицо запечатлено на сепии Крамского и портрете Коровина (хранятся в Третьяковской галерее). Стараниями владельцев усадьбы были построены школа, библиотека и больница, здание которой используется как жилой дом и сейчас. Сохранилось и каменное строение сарая-каретника. «Приватизированное», похоже недавно, местным прижимистым селянином, оно недоступно даже для осмотра – краеведов встречают свирепой бранью нынешние хозяева этого исторического строения. Впрочем, это совершенно исключительный случай, не удивляющий только местных жителей – на свирепых современных «кулаков» они давно махнули рукой, считая их не вполне нормальными людьми.

За брань краеведы были вознаграждены несколькими находками. Сначала им подарили уникальную прялку. Не столь уж и древнюю, но отличающуюся от распространенных музейных образцов главным колесом. Оно представляет обод из…велосипедного колеса с деревянными спицами. То ли велосипедный завод образовался на базе производства прялок, да так и выпускал какое-то время гибрид прялки и велосипеда, то ли велосипедный завод, наряду с велосипедными колесами, освоил и производство прялок.

На пожарищах изб были найдена уцелевшая кухонная утварь – чугунный котелок, печная заслонка, кочерга, ухват. В дальнейшем в других селах этот набор был пополнен предметами крестьянского быта. Но самое ценное приобретение – верхняя часть трюмо, с удивительными, объемной резьбы деревянными подсвечниками по сторонам зеркала. По легенде, передаваемой из поколения в поколение, трюмо принадлежало самой Орлихе – княгини О.П. Орловой. Оно просто стояло во дворе жителя дома как часть интерьера двора. Нижнюю часть – «комод» – хозяйка не отдала – сама использует. Почти метровой ширины, это старинное сооружение краеведы для сохранности обмотали, чем нашлось, водрузили поперек байдарки, да с величайшими предосторожностями доставили в лицей. Думается, оно может стать центральным экспонатом, скажем, школьного музея усадьбы земли Саратовской.

200-летний юбилей по-чиганакски

Почти напротив Отрадного, в старинном селе Чиганак (основано в 1741 г.), все-таки и помнят о прошлом, и охраняют, как могут, то, что еще осталось в селе от старины. Делать это нелегко. Картина в селе почти столь же грустная, как и в Отрадном. История же села – богатейшая. Да и село было немалым. Поразительна динамика численности населения села – по ней одной, вспоминая события разных лет, можно оценить роль власти в российском демографическом кризисе. Население села составляло: в 1912 году – 1508 человек, в 1938 – 718, в 1969 – 659, в 1977 – 421, в 2001 – 200. И остался в селе один из самых старых храмов на земле Саратовской – Храм во имя Пресвятой Богородицы с тремя приделами. Впрочем, «сохранился» – очень сильно сказано. Сохранился остов с крышей главной части – трапезной да приделов – и то Слава Богу. Колокольня же утрачена в лихолетья 1930-х годов. В центральном приделе верующие пытаются организовать что-то вроде молитвенного уголка, о том свидетельствуют несколько иконок да огарки свечей.

В этом году жители села отметили 200-летие возведения основы храма – однопрестольной каменной церкви с каменной же колокольней. Торжество было организовано местной библиотекой, расположенной рядом с храмом в помещении клуба. Трогательно было видеть прикрепленный к стене клуба транспарант со словами: «Храму – 200 лет». А в библиотеке – книжная выставка и стенд, посвященный 200-летию же рождения Н.В. Гоголя. Случаются в клубе-библиотеке и дискотеки, и занимательные вечера. Вот ведь как: ни школы, ни даже магазинчика в селе нет, а библиотека не сдается, существует и борется. И странно, что юбилей храма прошел без особого внимания со стороны руководства района, да и саратовской епархии. Может, потому, что храм не передан саратовской епархии, что само по себе удивительно. Ведь только тогда началось бы его восстановление, благо остов храма достаточно прочен. Ибо полагаться на очень богатых меценатов – просто опасно, о чем говорит опыт «реставрации» храма в Зубриловке. Остается надеяться на почти безнадежное дело – отклик общественности. Но каков эффект будет от этого – покажет опять-таки итог обращения Зубриловского священника.

Помещаем еще раз счет храма – исторической и культурной сокровищницы земли Саратовской.

Преображенская церковь, Пензенская область, Тамалинский район, с. Зубрилово, ИНН 58320062, р/сч 40703810448050100014 в Пензенском ОСБ № 8624, Тамалинское ОСБ №4001, к/сч 3010180000000000635, БИК 045655635

Тел.: о. Святослава Рудого 8–909–320–38–57

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12082009183145&oldnumber=496