"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (496) от 12.08.2009

Исаакий из банановой кожуры

Светлана ТЕНЕТКО

Лето радует нас не только погожими солнечными деньками,

но и буйством красок. Зеленые деревья, яркая, порой даже трудно поддающаяся описанию цветовая палитра растений, цветов, сочные краски плодов: ягоды, фрукты, овощи –

как хочется порой запечатлеть это и оставить в памяти как можно дольше. Возможно, поэтому многие художники часто обращаются к теме лета в своих работах. Но сегодня наш разговор пойдет о не совсем обычных картинах, хотя летняя тема все же будет присутствовать на многих из них.

В небольшом зале этнографического музея разместилась выставка работ по флористике двух саратовских клубов «Флорист» и «Волжский букет» под названием «Цветочная радуга».

На наш взгляд, уникальность этой выставки не только в материалах, которые использованы при создании работ, но еще и в том, что среди авторов, по словам заведующей музеем Ольги Николаевны Верновой, нет профессиональных художников. Картины флористов скорее можно отнести к художественным работам, а не декоративно прикладным, не будь они созданы из материала, мимо которого мы просто проходим мимо.

Созданию каждой работы предшествует довольно длительный и кропотливый период: сначала собирается всем нам знакомый гербарий. А уже потом мастера начинают создавать свои цветочно-растительные шедевры. Но в ход у флористов идут не только цветочки и листочки, но и кожура от фруктов, овощей и даже тонкие пленочки-пластинки от лука и чеснока, от которых хозяйки стараются избавиться при готовке. Не пропадает у мастеров ничего: кожица от соленых помидоров и «почерневших» бананов, листья обыкновенной капусты и чая тоже идут в ход. Все эти будущие составляющие картин особым образом высушиваются, обрабатываются, разглаживаются и занимают свое место в картинах. Надо сказать, что мастера-флористы никогда не подкрашивают материалы, с которыми работают, создавая передачу от одного цвета к другому только путем тщательного подбора растений.

В натюрморте «Фрукты и цветы» (Скрипко Н.С.) автор использовал апельсин, цукини, курагу, кожуру яблок, смородину разнообразные цветы. А тонкий, почти прозрачный стакан на переднем плане выполнен как раз из тонкой пленочки-прослойки, соединяющей луковые пластины.

Очень тонкая и изящная графическая работа из хлопка «Ваше здоровье, господа»: неспешная беседа встретившихся за бокалом вина двух приятельниц – светских дамочек, как всегда о своем, о женском. Хлопковые нити тщательно почесываются, а затем выкладываются по продуманному контуру рисунка.

Очаровательная черно-белая мордашка маленькой симпатичной собачки («Не грусти, Дружочек», Нешто Л.В.) выглядит почти настоящей, возможно из-за того, что тополиный пух, который так мы не любим по весне, делает визуально ее объемной, придавая некий шарм. И совсем не страшным хищником, а скорее милым котенком выглядит детеныш леопарда, тоже выполненный из тополиного пуха («Нам нужна ваша помощь», Комаревцевой Н.П.). Причем, как рассказала Ольга Вернова, в этой работе передача цвета достигается особым «причесыванием» и выкладыванием пуха, собранного в разное время цветения. От этого пятнистая шкурка малыша выглядит мягкой и пушистой, как настоящая, и хочется ее погладить.

В лесных пейзажах «Родные края» и «Тишина», издали похожих на акварель или масло, подобный эффект получается от использования тертых листьев деревьев, обыкновенной капусты, разглаженных чаинок, а также коры деревьев. Сразу скажем, что защитникам природы не стоит бить тревогу, мастера никогда не причинят вред живому дереву или редкому растению. Чаще всего кора собирается с уже упавших веток или погибших деревьев.

В пейзажах, напоминающих графику в коричневых тонах, авторами наряду с корой применяется также кофе и чай для достижения этого теплого коричневого тона и немного пористой текстуры поверхности.

Наше внимание привлекла работа «Памятник Петру I»: Исаакиевский собор и памятник Петру выглядят объемными и величественными на фоне серого зимнего петербургского неба. Автору довольно точно удалось передать настроение зимнего Петербурга.

Сочные, яркие мазки лука порея, лепестков тюльпанов, подсолнухов, «золотого шара», астры и мальвы в композиции «Крымский дворик» Каревой О.В. очень напоминают пейзажи М. Сарьяна.

Стоит отметить и небольшой «восточный уголок»: две работы «Тишина» (Нешто Л.В.) и «Спасибо, аист» (Ступникова С.К.), выполненные из соломки с традиционным, на наш взгляд, японским сюжетом, удачно обрамляют цветочные «Вертикальные композиции» Каревой О.В., удачно вписавшиеся по смыслу в композицию, создавая некоторую логическую сюжетную завершенность.

Метод «прессованной флористики», который применяется при создании мастерами своих работ, как мы узнали из рассказа Ольги Николаевны, родился в Японии и называется ошибана. На Востоке создание композиций из растений было прерогативой мужчин, и ремесло это было особо почитаемо. Со временем мода на цветочные картины перекочевала в Европу и Россию. На Западе цветочные художественные произведению пользуются большим спросом и стоят довольно дорого.

Надо отдать должное цветочным композициям авторов. Нежные голубые экзотичные крокусы («Мы первые», Комаревцевой Н.П.), только пробившиеся из-под снега, и наши родные подснежники («Весенняя перекличка», ее же), букеты из георгинов, степных тюльпанов («Праздничный салют», Ключевой В.И.) и анютиных глазок – все это создано кропотливым трудом и любовью, с удивительным чувством вкуса, цвета и композиции мастерами клуба «Флорист».

А вот композиции мастеров «Волжского букета» несколько отличаются от работ «Флориста»: наряду с природными материалами, сухоцветами («Весна» Костенко Н.И.), бобами акации, лозой они используют гипс («Рассвет» Мишановой О.А), искусственные цветы («Флористическая композиция», ее же), что дает возможность создавать объемные работы и букеты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12082009185042&oldnumber=496