"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (497) от 20.08.2009

Литерный следует … из управления транспорта

Олег СУХАНОВ

В текущем году наша газета посвятила теме административного произвола, предпринятого городскими властями при проведении конкурса перевозчиков пассажирского транспорта, ряд статей (см. «Богатей», № 5 от 12 февраля, № 13 от 9 апреля и № 15 от 23 апреля). На днях явно затянувшаяся коллизия получила новое качественное выражение.

На городском автотранспорте новшества. На многих машинах номера маршрутов украсились буковками. К номерам автобусов, например, имевшим просто номер 42, прилепили литеру «Д». Появились в городе в изобилии и машины, несущие на боках литеру «К». С этой литерой, если кто подзабыл, создавались временные маршруты по праздникам и в траурные дни. Так называемые короткие. Потом появились маршруты с литерой «Д». Их транспортное управление города предложило озадаченным саратовцам расшифровать как «длинные». В сравнении с уже имевшимися аналогичными номерами. А теперь еще и литерой «Т». И что сие означает, даже и в городском управлении сказать не могут. Но уверяют, что путаница, в которой погрязли пассажиры, есть улучшение работы общественного транспорта.

Их труд отмечен

Улучшать ТУ, право же, есть что. Из более ста городских маршрутов едва наберется десяток, на машинах которых можно куда-нибудь добраться после 9 часов вечера. Если к этому добавить, что примерно в это же время прекращает работу и электротранспорт, то саратовцы, которые застряли в гостях и не имеют денег на сильно подорожавшие услуги такси, добраться до дома могут только пешком и ближе к утру.

Это во многом прямой результат последнего конкурса перевозчиков, состоявшегося 26 января нынешнего года. Режиссерами этого удивительного тендера стали Игорь Гришаев, председатель комитета по промышленности, транспорту, связи и топливу администрации города, и Андрей Иващенко, бывший начальник городского транспортного управления, уволенный оттуда, как рассказывают, по собственному желанию Сергея Тульского, бывшего и. о. главы администрации Саратова. И, конечно же, сам нынешний глава администрации Саратова Вячеслав Сомов. Постановлением № 1443 от 8.12.08 г. проведение конкурсных процедур было намечено на 21.01.09 г. Конкурсная документация была опубликована 10.12.08 г., а последний день приема документов был определен 11.01.09 г.

Еще раньше Арбитражный суд Саратовской области своим решением от 25.12.08 г. отменил 6 основных критериев определения победителей конкурса из 11. Сомов 13 января с. г. объявил на встрече с перевозчиками, что конкурс отменяется. Новые сроки не были им названы. Но это был отвлекающий маневр. Ибо Сомов тут же дал другую команду, прямо противоположную и для узкого круга лиц – срочно провести отбор перевозчиков.

Как проводился этот конкурс, саратовская пресса рассказывала подробно. Так что нам остается только напомнить. Итоги его подводились кулуарно. Руководили подведением итогов выше названные Гришаев и Иващенко. Оперировали они с чистыми бланками протоколов, в которых не были проставлены баллы. Но уже наличествовали подписи большинства членов конкурсной комиссии. Остальных членов комиссии к «документам» просто не допускали. В числе кого велено было не пущать оказался сам министр развития автотранспорта области. Но член комиссии А. Шельпяков, депутат гордумы, все-таки сумел прорваться и насчитал, помимо липовых протоколов, еще свыше 80 нарушений. И обо всем этом поведал телевидению. Но гласность, которой предал гордеп работу комиссии, на результаты подсчетов никак не повлияла. На следующий день Гришаев после столь изнурительного труда ушел в отпуск. И исчез. А протоколы были позже преподнесены общественности как результат конкурса, полученный совершенно законным путем и отражающий дух и смысл тендера. Победителями этого фантастического отбора оказались всего трое перевозчиков: ООО «Межгортранс», Автокомбинат № 2 и МУ СГЭТ.

Наверное, небезынтересно, что согласно заключению антимонопольного комитета ни один из так называемых победителей не должен был быть даже допущен к конкурсу. В тоже время, ООО «Автобаза Турист» не было допущено к конкурсу, поскольку у комиссии возникли сомнения относительно устава, заверенного печатью налогового органа.

Конкурсную комиссию контролируют официальные госструктуры. Некоторые ее действия подпадают под статьи Уголовного кодекса. Но правоохранительные органы заняли странную позицию. Поскольку нарушения при проведении конкурса настолько вопиющие, прокуратура официальным письмом известила проигравших перевозчиков, что она на их стороне. Однако никаких реальных шагов для защиты их прав не предприняла. А как же факты, вскрытые членом комиссии депутатом Шельпяковым, наличие многих незаполненных протоколов с подписями членов комиссии, которые потом в суде оказались вдруг заполненными? Кто и когда их заполнял в отсутствие председателя комиссии? Чью волю выполняли Иващенко и Гришаев? Эти вопросы требуют ответа, которого до сих пор нет.

Восемь обманутых предприятий обратились в Арбитражный суд, прокуратуру и антимонопольный комитет с требованием отменить итоги лихо и незаконно проведенного конкурса.

Высокий же «профессионализм» Гришаева и Иващенко был по достоинству оценен администрацией Саратова. Под Гришаева специально создан транспортный отдел. Чтобы он, значит, лучше рулил общественным транспортом. Депутат Иващенко же, по нашему мнению, фактически негласно руководит Транспортным управлением города.

Большая дойка

Глава администрации Саратова Вячеслав Сомов сообщил прессе, что гордится тем, как славно прошел конкурс. Много говорил о неких интересах города, которые он готов отстаивать грудью. Что же это за интересы?

Предыдущий конкурс был проведен 7 марта 2007 года. По его итогам, в Саратове появилось аж 28 перевозчиков, вдвое больше, чем прежде. Маршруты были «порублены» между ними. А графики одного маршрута оказались в разных руках. По поводу этого тендера, итоги которого суд признал незаконными, и хаоса, наступившего на маршрутах, было сказано немало. Тендер нынешнего года предполагал наведение порядка в пассажирском автотранспорте. Но произошло все с точностью до наоборот.

Ведь что подразумевается под понятием «перевозчик»? Это автопарк, обладающий добротной технической базой, специалистами по ремонту и техобслуживанию и закрепленным за ним подвижным составом. А также медконтролем. Из названной тройки этим набором необходимых условий обладают только два – «Межгортранс» и Автокомбинат № 2. У СГЭТ нет ничего. И даже права использовать автобусы большой вместимости. Здесь водителям заявляют: проводите ремонт и техобслуживание, где хотите. Но почти 31 процент подвижного состава по итогам так называемого конкурса оказалось именно у него.

На наш взгляд, новая «элита» перевозчиков создана потому, что такая схема очень удобна для «дойки» предпринимателей. И «дойка», судя по некоторым признакам, началась. Чем должен заниматься, скажем, СГЭТ? Развитием электротранспорта. А чем он занимается? Да, конечно же, развитием транспорта, но только автомобильного, своего извечного конкурента. И получает с этого доходы, исчисляемые во много миллионов рублей. Куда идут эти деньги – хороший вопрос. Но глава города его всячески игнорирует. И это наводит на мысли. А между тем, за каждый путевой лист предприниматели платят СГЭТ от 4 тысяч рублей (за ГАЗель) до 8 тысяч рублей (за автобус большой вместимости). Это так называемые партнерские. И цена за бумажку все растет и растет. О том, что данное партнерство предусматривает хотя бы стоянку, мойку и техобслуживание в СГЭТ, похоже, не знают. Зато там прочно забыли прежние обиды на автотранспортные маршруты, созданные параллельно троллейбусным и трамвайным, которые, как часто говорилось прежде, отнимают у электротранспорта пассажиров. Что, теперь не отнимают? Наоборот, количество автотранспорта, работающего параллельно с электрическим, значительно возросло. СГЭТ активно использует свои диспетчерские пункты для регулирования движения автотранспорта. Стоит ли удивляться, что троллейбусов и трамваев после 9 часов вечера на линиях вообще не бывает?

У победившей троицы получила новое развитие диспетчеризация. По сведениям из информированных источников, на большинстве маршрутов с каждой машины стали собирать ежедневно по 100 рублей – на «кормление» диспетчеров, большая часть которых, как говорят, вообще нигде не оформлена.

Те же источники утверждают, что на ряде маршрутов «победителей» конкурса, где работают автобусы большой вместимости, возник еще один вид поборов – бригадирские. Ежедневно с автобуса берут по 100, а то и по 200–300 рублей. Якобы для оплаты труда единственного бригадира. Давайте сделаем несложные подсчеты. Если на маршруте 40 машин, то «сборы» составляют 4 тысячи рублей в день. А в месяц 120 тысяч рублей соответственно. Таких денег, кажется, не получает в виде зарплаты даже Президент РФ. И, конечно же, они вряд ли достаются диспетчеру или бригадиру. Тогда сакраментальный вопрос: кому?

Очень туго приходится водителям, которых сегодня в Саратове и так не густо. По утрам многим приходится вставать в 3 часа. Ведь тем, кто живет, например, в Заводском районе, предстоит 30-километровый пустопорожний пробег в Ленинский район, где нужно отметиться перед выходом на линию. Тратятся на это лишние деньги, ГСМ, время, загрязняется за здорово живешь окружающая среда. Не каждый способен выдержать ранний подъем. Одни уезжают в другие города. Другие норовят уйти с маршрута пораньше. А господин Иващенко гордится тем, что уменьшился подвижной состав на полсотни ГАЗелей.

А теперь несколько вопросов. Неужели все это делается в интересах города? И не путает ли господин Сомов интересы Саратова с интересами отдельных лиц? Или, может быть, говоря об интересах города, он подразумевал нечто иное? И не хочет ли он поделиться с нами, что именно?

Несогласных – кинуть снова

Между тем, как мы уже говорили, восемь перевозчиков не согласились с итогами так называемого конкурса, проведенного в январе. ООО «АРиАЛ», ООО «Альянс-Авто», «Автобаза Турист», ООО «Трансервис», ООО СГАТП–6, ОАО САП, ООО «Дортехсервис» и ИП Банифатова обратились в Арбитражный суд с требованием отменить итоги январского конкурса. В июле дело выиграло ИП Банифатова. В августе СГАТП–6, «Альянс-Авто» и «Дортехсервис». Факты, выявленные в судебных заседаниях, говорят о том, что ошибки, сделанные при подсчете баллов для определения победителей – не случайные технические, а умышленная фальсификация. Недаром до сих пор держится в тайне, кто же все-таки подсчитывал баллы. Но, похоже, найден способ воздействия и на Арбитражный суд. Начиная с процесса «АриАЛа», новый судья выносит решения об отказе в исковых требованиях, вышестоящие судебные инстанции их отменяют, но суд продолжает штамповать «свою точку зрения» с упорством, заслуживающим лучшего применения.

Понятно, что все это бесконечно продолжаться не может. Однако, как это бывало и прежде, городские власти готовы стоять за итоги неправедного конкурса до последнего. Уже теперь, когда решения Арбитражного суда вот-вот вступят в законную силу, предпринимаются усилия к тому, чтобы они не могли быть исполнены. В результате этих усилий 14 маршрутов уже «приобрели» в дополнение к номеру литеру «Д», «К» или «Т». А сами маршруты растянули на остановку-другую.

Что это дает? А вот что. Решение суда должно быть исполнено абсолютно точно. И если кому-то из истцов перевозчиков, пребывающих ныне у разбитого корыта, нужно в соответствии с решением суда вернуть маршрут, скажем, № 90, то ему вежливо отвечают: мы, мол, рады бы, но … нет такого маршрута в нашем городе. Есть, правда, похожий маршрут с литерой, но это совсем не одно и тоже. Он возник в результате пересмотра прежнего маршрута, но по сути своей это совершенно другой, новый маршрут.

Однако, как это водится, и на сей раз крутые профессионалы из Транспортного управления города и городской администрации вновь напортачили. В результате продления литерные маршруты начали сливаться и дублировать друг друга. Прекрасный пример тому то, что происходит на маршрутах №№ 69Д, 90Д, 2Д и 6. Маршрут 69Д сегодня практически воедино слился с № 6. А 90Д – с 2Д. Удлинение маршрутной сети привело к увеличению количества графиков (машин) на дорогах, что ухудшает безопасность дорожного движения. А для водителей – увеличивает потерю времени и пассажиров, а, стало быть, денег. Поэтому поверх новых трафаретов они ставят наименование прежних конечных пунктов. Или пишут, что данный маршрут следует по известному пассажирам маршруту. И дальше не едут.

Все эти новации идут в разрез с утвержденным гордумой 28 февраля прошлого года Положением «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с ним решение об открытии, изменении и закрытии маршрута администрация города принимает только после определения необходимости и экономической целесообразности таких изменений. Однако в данных действиях ничего, кроме безумности в транспортной политике, которую осуществляют люди, вроде историка по образованию Андрея Иващенко, не просматривается. Даже начинающим транспортникам положено знать, что маршрутам могут быть присвоены только 3 вида литер: «К» – укороченный, «Э» – экспресс, «ПЭ» – полуэкспресс. И что интересно, безграмотные авторы этих «новаций» с противозаконным привкусом продолжают активно руководить транспортом, и именно они выступают инициаторами выше описанных действий.

Кинутые перевозчики, добившиеся и добивающиеся по суду отмены итогов январского «конкурса», требующие у администрации и транспортного управления вернуть незаконно отобранные графики, понимают, куда клонится дело. И почему маршруты, принадлежавшие им, «украшены» буковками. Они писали в Москву к Президенту РФ, председателю правительства РФ, другим высоким должностным лицам. Но постепенно практически все эти обращения, как это водится, стеклись к помощнику прокурора города А. Серебрякову, где и осели.

Обратились перевозчики и к начальнику Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Н. Годунову, областному министру развития автотранспорта С. Шейкину, начальнику областного УГБДД П. Рогову, главе администрации Саратова В. Сомову и прокурору города В. Климову с просьбой разобраться в данной ситуации. Но результатов пока не видно.

Лица же, проведшие столь неповторимый тендер, являются кандидатами в состав новой конкурсной комиссии. Город с Интернет-сайтов бодро рапортует, как удачно манипулирует маршрутами, выдавая эти действия за новации, а пассажиры в сомненьях – довезут ли их новые литерные автобусы до нужного пункта – нервничают и опаздывают. Спектакль продолжается по всем канонам комедии. Впрочем, смеяться не хочется.

P. S. При подготовке статьи мы обратились к одному из участников описываемых событий – директору ООО «АриАЛ» Александру Антипанову — с просьбой прокомментировать ситуацию, в которую попали саратовские перевозчики из-за необдуманных, а вернее сказать, хорошо продуманных, но противоречащих закону, действий городских властей. На нашу просьбу г-н Антипанов ответил так: «Чтобы решить все городские проблемы, я бы предложил главе администрации города Саратова Сомову ходатайствовать о переименовании областного центра в город Иващенко-Сомовск».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19082009175033&oldnumber=497