"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (497) от 20.08.2009

Деревянный цветок Виктора Шелякина

Беседовала Светлана ТЕНЕТКО

В камерном зале областной филармонии открылась первая персональная выставка деревянных скульптур Виктора Шелякина – такой подарок юбиляру устроили администрация и сотрудники филармонии.

Возможно, филармонический зал – не совсем привычное место для выставки, где деревянные скульптуры соседствуют с элегантным роялем. На пластиковом подоконнике с интересом и любопытством глядит в окно на проезжающие иномарки лесная жительница, персонаж многих сказок, кикимора. Но в современном интерьере она выглядит совсем не страшной, а скорее экзотической. Рядом с роялем удобно расположилась тушка кудрявой свинки с золотым зубом, а может, это и свин; кажется, надень ему фуражку и дай гармонь – получится просто первый парень на деревне.

На крышке рояля мирно соседствуют золотистый ослик, готовый слизнуть предложенное лакомство, и голова тяни-толкая, или двуликого Януса в лесном воплощении. На двух столах расположились более мелкие скульптурные формы: розовый бутон, готовый раскрыться в любую минуту, и огромная створка невиданной ракушки, задорный петушок на навозной куче и многое другое. В углу удобно расположилась огромная деревянная кобра.

Автор сначала немного смущается от внимания прессы, но когда начинает рассказывать о своих работах – преображается на глазах. О каждой из своих скульптур Виктор Яковлевич может говорить бесконечно, показывая, насколько причудливо может меняется ее форма в зависимости от ракурса, с которого ее рассматривать: с одной стороны можно увидеть рассерженного петушка, топающего лапкой, а переверни ее – и петушок превращается в мужичка.

Прелесть и отличие этой выставки от традиционных, наверное, еще и в том, что каждую работу можно взять в руки, ощутить гладкую, похожую на лакированную поверхность дерева, его теплоту.

Есть в коллекции Виктора Яковлевича и экспонаты, которые по этическим соображениям он решил не выставлять, но все же показал корреспонденту «Богатея».

Корр.: Виктор Яковлевич, это Ваша первая выставка?

В. Шелякин: Я уже участвовал в выставке от музея народного творчества, которая была в программе Фестиваля яхт в этом году в Терновке. Там выставлялась часть моих работ.

Корр.: Какие ощущения от первой выставки?

В. Шелякин: Первая персональная выставка – это сейчас. В Терновке я просто представлял свои скульптуры от музея народного творчества.

Я, конечно, взрослый человек, но в душе все же еще ребенок. Немного неуютно чувствовал себя возле работ. Когда люди приходили, я старался держаться скромно в сторонке.

Корр.: На этот раз, я полагаю, в сторонке Вам постоять не удастся. Насколько я знаю, интерес со стороны прессы и телевидения к Вашим работам немалый. Придется привыкать к вопросам.

В. Шелякин: Да, сейчас я, наконец, готов показать людям свои работы. По большей части мои работы знают дети на даче. Это очень приятно, когда приезжаю и привожу новые работы, дети окружают, интересуются: «Дядя Витя, что ты там привез?». Последний раз я привез пять заготовок, мы определили, на что они похожи, и почти торжественно отнесли их в мой гараж-мастерскую.

Я был очень тронут, когда в последний мой приезд детишки, которым я показываю, как работать с деревом, устроили небольшой концерт в честь моего дня рождения – для меня большей благодарности, чем улыбки и глаза детей, удивленные творениями природы, просто нет. Это самая большая награда.

Корр.: Виктор Яковлевич, скажите, эта славная кудрявая свинка-гламурка с золотым зубом, аист и многое другое сразу видится в заготовке или уже в процессе работы появляются идеи?

В. Шелякин: Вы знаете, некоторые вещи я сразу вижу. Например, вот эту свинку в состоянии коряги я увидел на берегу Волги, когда мы выезжали на пикник. Я увидел эту корягу возле костра и, можно сказать, спас ее от уготованной ей участи пойти на дрова. Я сразу от костра ее оттащил, вижу – форма, вот она, – один в один. Я только немного придал форму пятачку. Подобные вещи, естественно, сразу начинают бросаться в глаза после общения с Виктором Васильевичем Солдатенковым.

Я долгое время работал токарем-универсалом, четыре с лишним года, пятый разряд у меня. Я любую фасонную заготовку могу выточить. Потом, я турист, альпинист СССР, рыбак – общение с природой у меня обширное и многогранное. У меня есть пятиместная лодка с плавучим якорем, парусом и маленьким моторчиком, называется «Мурена», я выезжал на рыбалку и зимнюю, и летнюю в низовья Волги. Это сейчас я немного отошел от этого: дача, работа. Несмотря на такое частое общение с природой, я не замечал раньше некоторых вещей, которые после общения с Виктором Солдатенковым стали привлекать мое внимание.

Сначала я просто ему помогал, как хорошему человеку, увлекающемуся таким добрым делом, который болел душой за народное творчество, снабжал разными материалами его мастерскую и музей. Меня поразили работы мастеров его музея, они просто уникальны. А до работ самого Солдатенкова мне еще расти и расти – это просто пример для подражания. Я знаю, что он на ВДНХ СССР золотые медали завоевывал.

После этого в лесу я стал замечать определенные формы в корягах, более того, я уже взялся за эту работу, кстати, с его подсказками, что и как делать. Технология обработки довольно непростая – это такой труд… Во-первых, это приятный труд, он увлекает. Но физическая нагрузка очень большая, буквально все мышцы работают.

Корр.: Сколько времени прошло с момента спасения этой коряги до момента ее удивительного превращения в такую вот кудрявую гламурную свинку?

В. Шелякин: Вытащил я ее в 98-м… На эту работу ушло около месяца. Я же не каждый день с ней работал: от случая, к случаю, когда есть время. Сейчас уже мало времени остается на творчество: я на даче занялся строительством беседки. Некоторые находки лежат по два-три года в состоянии заготовок – они ведь требуют много времени для доведения до состояния законченной работы.

Для меня в работе важна структура, красота дерева. Вот, например, кап – для дерева это болезнь, а посмотрите, какая структура, какая красота! Такие работы, как эти находки, лесная скульптура – это настолько уникально и своеобразно, как дети рожденные, их трудно отрывать от себя. Продавать вообще невозможно. Дарить – близким, от души – очень приятно. Отдавать, как говорится, в хорошие руки – людям, которые оценят, которым она принесет радость.

Корр.: Какие породы деревьев Вы используете в своих работах? Вот, Вы говорили, дуб, ясень...

В. Шелякин: Кап березы, яблоня. Во всех этих работах заложен скрытый смысл художника.

Корр.: Вы всегда ищете скрытый смысл?

В. Шелякин: Всегда. Исходя их своего большого жизненного опыта, могу сказать, что не все нужно понимать так, как слышится и видится, потому что у каждого художника в работе заложен скрытый смысл. И иногда он даже боится озвучить его, опасаясь быть неправильно понятым. Почти каждая работа имеет двоякое прочтение. Например, подарит вот этого ослика, а человек может подумать, что его считают осликом. Или вот этот змей – могут тоже принять на свой счет.

Работа, которую я назвал «Борьба за жизнь», а в моем понимании – это «Любовь».

Корр.: С какими породами деревьев, на Ваш взгляд, труднее работать?

В. Шелякин: Конечно, очень сложно работать с дубом, особенно мореным. Он сложен в обработке, придании каких-то форм. Проще с ясенем. Я люблю ясень – светлая такая порода, ясная. Я никакие морилки вообще не применяю. Естественная красота дороже всего, она настолько своеобразная, видно, что это все натуральное, то, что создано только природой. И я стараюсь все это показывать.

Очень интересно работать с корнями – настолько причудливые встречаются сплетения корней. Корни – это всегда необычные находки.

Корр.: Мне кажется, что, глядя на эти работы, каждый увидит что-то свое, возможно, отличное от видения автора. Но, так или иначе, у каждого художника есть право на собственный взгляд.

Виктор Яковлевич, Ваши работы – это то, что создала природа, или Вы добавляете по мере необходимости что-то в скульптуры?

В. Шелякин: Уникальность моих работ, я считаю, в том, что я ничего не добавляю. Хотя в лесной скульптуре допускается возможность что-то добавить, как-то приукрасить. Вот, например, язычок ослику приклеить, если нужно. Я не считаю для себя это возможным, для меня это будет уже неполноценная работа, что ли. Я надеюсь, что тот, кто это увидит – оценит то, что эти работы без элементов украшательства, а только то, что действительно создано природой.

Корр.: В Вашей двойственной скульптуре «Цветок» и «Птица с пробитым сердцем» что появилось сначала у «Данилы-мастера» – «Цветок» или «Птица»?

В. Шелякин: Интересный вопрос. Дело в том, что именно эта работа стала началом моего творчества. Она появилась в 98-м году. У меня тогда была своя фирма, и произошел, как сейчас говорят, «кидняк». Состояние, как Вы понимаете, стрессовое. У меня была коряга, я взял ее в офис. И представляете, я в офисе неустанно занимался этой работой и таким образом снял стресс.

Работа успокоила, придала уверенности. В любой работе ведь имеет значение самовыражение, уверенность, что ты оставляешь след на земле.

Мои удачные работы, наверное, ценнее, чем построить дом или посадить дерево, конечно, они не сравнимы с рождением детей, но они останутся моим друзьям, моим потомкам. Они будут жить, не потеряются – это такой след на земле.

Корр.: Получается, что «Цветок-птица» – Ваша первая работа.

В. Шелякин: Да, именно она дала толчок всему остальному. Показала, какие существуют красивые формы. Настолько природа создает много красивых форм, настолько много можно увидеть красивого в них. Главное, все это разглядеть, обнажить и показать форму или структуру. Такое удовольствие испытываешь, когда в работе появляется гармония – тогда я работу считаю завершенной.

Корр.: Виктор Яковлевич, все же у каждого художника, мастера существует работа, которую он считает самой любимой, ценной для себя, которая особенно дорога ему по тем или иным причинам. Какая из работ для Вас самая-самая?

В. Шелякин: Вообще, я считаю, что это работы, которые вызывают положительную энергетику у взрослых и детей. Например, тот же «Ослик». Когда жена ставит его около цветов, выглядит так, будто он старается сорвать листочек – это создает особую энергетическую атмосферу там, где он находится. «Цапля» – тоже одна из любимых работ, я с ней довольно долго занимался. Все эти работы привели меня к более сложным, трудоемким, как обработка капов.

Буквально неделю назад мне удалось на территории зуборезного завода найти очередную заготовку. На корне ясеня, росшего у въезда во двор, рос огромный кап, который мешал проезду машин. Я когда его увидел, даже переодеваться не поехал, попросил лопату и минут тридцать выкапывал его. Но я настолько доволен это уникальной находкой – кап, когда я кору снял с него, необыкновенной красоты и такой причудливой формы оказался. Я пока не определился, что из него сделать, видно, что похоже на ползущую улитку. Но из этого капа можно столько создать… – вплоть до шкатулки.

Это подарок мне ко дню рождения свыше. Я считаю, что это знак того, что я перехожу уже на более высокий, новый уровень работы. К более сложным, творческим формам – тогда и появляются такие уникальные находки.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19082009181948&oldnumber=497