"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (500) от 10.09.2009

Худсовет

Неабсурдный абсурд, или Сжатое время

Светлана ТЕНЕТКО

Спектаклем «Пикник» по пьесе испанца Фернандо Аррабаля «Пикник на лоне природы» открыли 5 сентября новый сезон артисты «Свободного театра». «Пикник» (режиссер-постановщик Ия Воробьева, она же художественный руководитель театра) – спектакль в некотором роде знаковый для театра. Именно с него, по словам Ии Васильевны, началось, можно сказать, триумфальное шествие саратовцев по всевозможным фестивалям.

Спектакль впервые был поставлен в 1999 году и сейчас, немного сменив состав актеров, восстановлен после длительного перерыва.

На наш взгляд, антивоенная абсурдистская пьеса, написанная более полувека назад молодым Аррабалем, не потеряла своей актуальности и сегодня. О том, что все происходящее на сцене не более, чем выдумка, некий нелогичный фарс, зрителя внутренне подготавливает, вводя в атмосферу предстоящего действа слова автора, звучащие в полной темноте перед началом сспектакля.

Несмотря на довольно мирное название, речь в спектакле идет о войне – войне бессмысленной, как всякая война. С первых же минут спектакля зритель понимает абсурдность происходящего: юный солдат Сапо (Виталий Белоусов) в нелепом одеянии подростка в коротких штанишках с плащ-палаткой и автоматом, вяжущий свитер огромными спицами, больше похожими на лыжные палки, в минуты затишья, совершенно не вяжется с обликом бравого военного. И уж совсем абсурдным выглядит приезд к нему родителей, решивших устроить воскресный пикник на природе с вином, пирожными, бутербродами.

Удобно расположившись под зонтиком, украшенном воздушными шариками, заведя граммофон, семейство Тепан, выпивая и закусывая, ведет непринужденную, мирную беседу, совершенно не вяжущуюся с обстановкой военных действий. Даже появление вражеского солдата Сэпо (Дмитрий Воробьев) не слишком нарушает эту мирную идиллию. Под милый щебет сеньоры Тепан (Софья Колобова) его приглашают к столу, где выясняется, что этот нескладный молодец также, как и их сынок, стреляет в противника, закрывая глаза, а после читает «Аве Мария» по каждому убитому дяде», потому, что это короче, чем «Отче наш».

Новому приятелю также скучно на войне, и он делает тряпочные цветы, которые сначала посылал невесте (Юлия Родникова), но «однажды она сказала, что заполнила уже оранжерею и погреб тряпочными цветами … и она уже не знает, куда девать столько цветов». И тогда он находит им другое применение: подносит по цветку каждому погибшему. «Так что уж теперь, сколько бы я их ни сделал, лишних не окажется», – с гордостью говорит Сэпо. И зрителю становится предельно ясно, что не спасется никто: ни смешной Сапо, ни нескладный Сэпо, ни трогательная супружеская пара Тепан.

И только однажды эта мирная идиллия нарушается, когда Сапо вспоминает слова генерала о том, что «неприятели очень-очень-очень плохие, когда они захватывают пленных, то кладут им в башмаки камешки, чтобы при ходьбе они причиняли им боль». И вот уже милый сеньор Тепан (Степан Зюбин) рвется встать под армейские знамена. И добрейшая сеньора Тепан готова к нему присоединиться. Вот только оказывается, что неприятельский генерал говорил своим подчиненным то же самое, и начавшая было разгораться вражда затухает, и старший Тепан тут же находит решение, как остановить войну: «Ты говоришь всем солдатам нашей армии, – обращается он к сыну, – что солдаты противника не хотят воевать, и Вы, – советует Сэпо, – говорите то же самое Вашим друзьям. И все вернутся домой». Ну а генералам и капралам стоит раздать доспехи, чтобы они успокоились, предлагает сеньора Тепан.

Пикник продолжается танцами, за которыми герои не слышат приближающихся бомбардировщиков. Они так увлечены танцем, что, кажется, не замечают начавшегося боя: очередь, вторая, третья… На этот раз санитарам, пришедшим на поле боя, повезло больше, чем в первый раз.

Два санитара (условно назовем их Большой и Маленький), скорее, напоминают хорошего и плохого полицейских из боевиков. Если Большой санитар (Павел Миронов) является почти олицетворением «старухи с косой» в мужском воплощении, то Маленький санитар (Александр Пеганов) – полная его противоположность, но оба они очень сокрушаются отсутствием убитых и раненых.

Удивительно, как Миронову удается во всех выходах не менять мрачного и почти отсутствующего выражения лица, отчего образ его персонажа становится более зловещим и гротескным, а белый халат санитара все больше напоминает саван Смерти.

Задача удержать внимание зрителя на протяжении всего спектакля выполнена просто блестяще. В сорок минут действа смогла уместиться история жизни и смерти, сжатая, как пружина, во времени.

Зритель, как, наверное, и положено в театре Аррабаля, пережил паническое состояние, которого так добивался автор. Ведь, по мнению Аррабаля, «Паника – это «способ быть», управляемый смятением, юмором, ужасом, случаем и эйфорией. С точки зрения этической, паника имеет базу для практики в морали во множественном числе, с точки зрения философской – аксиому «жизнь есть память, человек есть случай». Паника находит свое полное выражение в паническом празднике, в театральной церемонии, в игре, в искусстве и в безразличном одиночестве. Отныне я заявляю, что «паника» – это не группа, не художественное или литературное течение; это, скорее, стиль жизни. Или, скорее, мне все равно, что. Я даже предпочитаю назвать панику антидвижением, чем движением» (эссе «Панический Человек»).

В результате получилось довольно странное, грустное, трогательное приключение, которое, естественно, плохо закончилось, но очень развлекло зрителя.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10092009152557&oldnumber=500