"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (501) от 17.09.2009

Вдоль за литерным

Продолжение некоторых удивительных историй, которые ведут в СГЭТ

Олег СУХАНОВ

Саратовский общественный транспорт, похоже, заколдован. Бардак здесь творится несусветный. Но голоса пассажиров

и предпринимателей против безобразного положения дел похожи на глас вопиющего в пустыне. Городские власти прикинулись глухонемыми. Что позволяет полностью игнорировать мнение горожан, за счет которых они живут. А правоохранительные органы, которым положено вмешиваться в ситуации, где, как говорится, за версту несет криминалом, утратили бдительность.

И получается, будто в Саратовском регионе тишь да гладь, да божья благодать. И ровным счетом ничего не происходит.

А ведь происходит...

Кормушка для бригадира

Пресса уже утомилась обсуждать, почему номера городских автобусных маршрутов обросли невразумительными литерными приставками «Д» и «Т», и удивляться сему нововведению. Поскольку ни в автотранспортной практике России, ни других стран правила ничего подобного не предусматривают. Не говоря уже о местных. Местными положениями, к тому же, не предусмотрено и продление маршрутов ни с того, ни с сего. Маршрутам не положено тянуться за городом. Ибо это, как давно уже доказано, ни к чему иному, кроме финансовых потерь и создания «пробок», не приводит. Но если уж нет иного выхода, необходима так называемая экспериментальная накатка и полученные в ходе нее экономические обоснования для увеличении дотаций. Впрочем, до таких тонкостей дело в Саратове не доходит, поскольку водители «резиновых» маршрутов справляются с делом просто: они ставят на лобовое стекло табличку с новым направлением, где конечным пунктом назван тот самый, который и был им до продления маршрута.

Много уже написано и о «победителях» минувшего конкурса, которыми стали ООО «Межгортранс», Автокомбинат № 2 и МУ СГЭТ.

Победители сразу же принялись, не покладая рук, развивать общественный пассажирский автотранспорт. Правда, весьма странными методами. Одно из новшеств, которое они немедля ввели, называется диспетчеризацией транспорта. На большинстве маршрутов с каждой машины теперь ежедневно собирают по 100 рублей на «кормление» диспетчеров, которые, говорят, вообще нигде не оформлены. На ряде маршрутов «победителей» конкурса, где работают автобусы большой вместимости, возник еще один вид поборов – бригадирские. Ежедневно с автобуса берут еще по 100, а то и по 200–300 рублей. Якобы для оплаты труда единственного бригадира маршрута. Несложные подсчеты показывают, что для маршрута, где «бегают», скажем, 40 машин, такие «сборы» для «повышения оплаты» бригадира составляют 4 тысячи целковых ежедневно. Или 120 тысяч рублей в месяц. Что превышает зарплату президента страны. Вряд ли эти деньги предназначены бригадирам и диспетчерам. Тогда возникает сакраментальный вопрос: кому?

Рэкет муниципального масштаба?

Поскольку в правоохранительных органах никого этот вопрос не то, что не мучает, но и даже не интересует, поборы внедряются все шире. А СГЭТ, кажется, решил даже выбиться в лидеры очередного «законного» отъема денег у предпринимателей. По крайней мере, от частных автопредпринимателей начали поступать сигналы, что их стараются обложить новым видом дани, которую они называют рэкетом муниципального масштаба.

Как известно, для перевозки пассажиров необходимо иметь лицензию. Независимо от того, одна у тебя машина или десяток. Таким образом, в сфере влияния одного так называемого перевозчика, вышедшего в победители конкурса, оказывается пара десятков, а то и больше обладателей лицензий на перевозку людей общественным транспортом. С недавних пор стало модно считать, что это очень мешает качественно осуществлять перевозки. Хотя, откровенно говоря, непонятно, чем именно.

Но как бы там ни было, а в СГЭТ, по сведениям перевозчиков, судя по всему, этому безобразию решили положить конец и встали на путь коренных преобразований. Как говорят предприниматели, в СГЭТ собрали всех обладателей графиков «выигранных» по конкурсу маршрутов и конфиденциально сообщили, что отныне «лицензиатов» будет всего четыре. Этих вполне доверенных лиц, или господ, как кому больше нравится, будут назначать, естественно, в СГЭТ. Все остальные будут «ходить» под ними. Назначенная четверка «лицензиатов» будет следить за порядком. И тех, кто его не соблюдает, строжайше от перевозок отсекать.

(Спрашивается: как согласуется такой подход в условиях финансово-экономического кризиса с призывами первых лиц государства давать возможность малому и среднему бизнесу развиваться, а не кошмарить его, ставя на грань выживания или уничтожая вовсе?)

Как утверждают информированные источники, порядок тоже будет, соответственно, новым. Назначенная четверка лиц – лицензиатов – наделяется особым статусом. Для владельцев пассажирских машин, само собой, ничего не изменится. Они будут работать, как и прежде. А вот в получении дотаций, выделяемых из казны на покрытие выпадающих доходов по итогам каждого месяца, произойдут изменения. Отныне дотации – а это многие миллионы рублей – будут проходить через упомянутую четверку лицензиатов, которые будут вручать предпринимателям определенный процент с причитающихся им сумм. Остальные дотационные деньги при выдаче удержат. И хотя эта операция в бухгалтерском учете вроде бы отражения не найдет, деньги пойдут на святое и благородное дело.

И пусть никто не думает, что руководство СГЭТ собирается обогатиться. Это глубокое заблуждение. Говорят, что на «сэкономленные» таким образом средства муниципальное электротранспортное предприятие якобы намерено приобрести... автобусы большой вместимости – МАЗы, например. И эту технику вручат тем же самым предпринимателям, закрепленным за СГЭТ. Для еще более глубокой, надо думать, пахоты пассажирской целины. Но, разумеется, не просто так, а в аренду. Таким образом, выгода от этой операции очевидна для всех участников нового лицензионного порядка. Причем, в первую очередь для самих предпринимателей. А вот если кто этого понять не в состоянии, то подобный представитель предпринимателей де-факто и является нарушителем. И именно его по этой самой причине и положено «зачистить» с поля пассажирских перевозок. Или, на худой конец, поместить в такие условия и на таких маршрутах, где он либо сам в ум придет, либо побежит с городских пассажирских перевозок быстрее газели. Причем, как в смысле животного, так в смысле машины.

А пока идет агитационно-массовая работа среди предпринимателей, дотации сильно урезаны «сверху». Но и в этом виде заморожены на неопределенное время. Владельцы машин их не получают уже пятый месяц. Это, видимо, для создания общего иммунитета против получения выпадающих доходов из госказны. После чего расставание с половиной этих денег будет происходить особенно спокойно и организованно. Схема, конечно, отличная от законных схем. Но чего уж там! В нашем городском бюджете и не такие страшные истории откопать можно.

Но, увы, непонятливых пока выявлено больше, чем хотелось бы. Большинство до сих пор не могут «въехать», в чем конкретно состоит их личная выгода? И чем, собственно, хорошо и правильно, чтобы на твои кровно заработанные деньги какие-то дяди покупали технику, которую тебе потом и сдадут в аренду за хорошую плату?

Возникли и более резкие суждения. Они свелись к тому, что подобное дело не что иное, как элементарный разбой, за которым маячат люди, готовые в очередной раз набить карманы чужими деньгами. Вот такая удивительная история.

К сожалению, таких удивительных историй в прессе рассказано много. Но, увы, никто не спешит опровергнуть или подтвердить их. Хотя молчание, как известно, – знак согласия. Очень бы хотелось услышать ответ хотя бы по данному поводу. Официально, так сказать, узнать: подтверждается или опровергается существование изложенного предпринимателями фантастического плана развития саратовского городского автотранспорта. Но и не только это.

Алло, «Гараж-С»?

Газеты уже удивлялись, как СГЭТ, не имеющий ни базы для обслуживания автотранспорта, ни подвижного состава, оказался не только участником знаменитого тендера, который судом признан недействительным, но и вышел в победители его. Что ж, надо отметить, что в СГЭТ это, похоже, тоже понимали. И начали, как говорится в песне, затыкать пробоины телами. С владельцами автомашин, которые оказались «крепостными крестьянами» управления, непонятно в силу каких обстоятельств, начали экстренно заключать договоры на оказание транспортных услуг: на техническое обслуживание и мойку. Для этого, как но мановению волшебной палочки, возникло ООО «Гараж-С». Находится оно на улице Буровой, или, проще говоря, непосредственно на территории СГЭТ. Способно ли данное ООО вообще производить техобслуживание выигранного по конкурсу количества автомашин или нет – очень актуальный вопрос. По утверждению предпринимателей, многие не получают положенного обслуживания даже в частичном объеме.

Но не в этом, как говорят у нас в народе, дело. Здесь тоже действуют свои «правила», Заплати за обслуживание и, хочешь, вообще не мойся и забудь про ТО. Причем деньги – вперед, за месяц. Хотя мойка, например, должна оплачиваться по факту. Не тут ли кроется одна из причин, что количество аварий, как свидетельствует статистика ГИБДД, у нас растет? Ну а не хочешь угодить в статистику, обслуживайся, так сказать, на стороне и грязь с колес смывай путем самодеятельного помыва.

Конкурсы, насколько мы понимаем, положено проводить наглядно и принародно. Особенно в тех случаях, когда от их исхода напрямую зависит здоровье, а то и сама жизнь пассажира. Саратовцы имеют право знать, кто выдвигает свои кандидатуры на их обслуживание в сфере пассажирских перевозок, и способен ли он делать это? Но, увы, мы почему-то до сих пор ничего толком не знаем про «Гараж-С». Что это такое? Каковы его производственные возможности?

Есть еще некоторые вещи, о которых мы бы хотели получить представление. Муниципальное предприятие, каковым является СГЭТ, имеет право учреждать коммерческие структуры исключительно с согласия собственника. Им в данном случае является городской комитет по управлению имуществом. Данному комитету и адресованы наши последние вопросы. Один уже озвучен в прессе. Кто и на каком основании в муниципальном учреждении СГЭТ фактически занимается частным извозом? Куда поступают доходы от этой деятельности, далекой от задач СГЭТ? Не служит ли названное ООО «Гараж-С» перевалочной базой, через которую осуществляется увод денег из муниципального предприятия?

Подобные сомнения, как говорится, имеют место быть. Они подкреплены тем фактом, что итоги вот уже третьего по счету тендера отменяются по суду. И мы видим все новые и новые поправки в Правила отбора перевозчиков, которые не проясняют дела, а наоборот, усугубляют его.

Вполне очевидно, что конкурс перевозчиков следует проводить по двум направлениям. Во-первых, отбирать перевозчиков, обладающих машинами в нормальном техническом состоянии, укомплектованными водительскими экипажами, способными без особого риска перевозить людей. Во-вторых, необходимо проводить конкурсный отбор баз, где отобранный по тендеру подвижной состав будет нормально обслуживаться. Но у нас пока среди ключевых определений, зафиксированных в последних поправках к правилам, сделанным под руководством руководителя вновь созданного транспортного отдела господина Игоря Гришаева, сами понятия «база» или «автопарк» отсутствуют начисто. Нам кажется, что это не случайно. Пока идут судебные войны по итогам конкурсов, кое-кто усиленно набивает карманы транспортными деньгами.

Возникает законный вопрос: нет ли во всем этом пресловутой коррупционной составляющей, избавиться от которой, как известно, можно только одним и очень простым способом – все делать по закону, открыто и гласно. Вот и президент Д. Медведев в последней статье «Россия, вперед!» среди основных недугов назвал «вековую коррупцию, с незапамятных времен истощавшую Россию и до сих пор разъедающую ее по причине чрезмерного присутствия государства во всех сколько-нибудь заметных сферах экономической и иной общественной деятельности».

В прошлый раз мы огласили целый перечень властных и правоохранительных инстанций, куда обратились «кинутые» перевозчики. Сегодня мы можем читателю сообщить, какая реакция на это последовала. Из всех названных адресатов ответ перевозчики получили только из городской прокуратуры. Да и в нем сообщается, что разобраться в ситуации поручено ... администрации города. Как это называется? Крышевание? Круговая порука? Родство душ? Ненужное зачеркнуть.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16092009194545&oldnumber=501