"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (502) от 24.09.2009

Вирич-инфицированные

Алексей ГОЛЯКОВ

В распоряжении редакции оказались два документа, точно характеризующие тенденции градостроения в Саратове, еще в прошлом десятилетии всерьез претендовавшем на звание «столицы Поволжья». Ознакомившись с ними, начинаешь понимать, почему в сегодняшней саратовской застройке наблюдается полный хаос и произвол. И прежде всего ясно, что этот хаос спустился не с неба, а вполне управляем из насиженных саратовских кабинетов.

Решение Саратовской городской думы от 29.06.2000 г. «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города» продиктовано было, безусловно, благими намерениями. Красные линии, как важнейшее градостроительно-архитектурное понятие, закрепляющее границы между разными по своим функциональным признакам территориями, в Саратове с большим трудом нарезались еще в советский период, когда, казалось бы, все было гораздо проще с собственностью на землю и проблемы коррупции в земельных отношениях как бы не существовало вовсе. В 90-е и начале 2000-х годов эта тема стала, по существу, разменной монетой между теперь уже бывшим мэром, находящимся ныне, как известно, за решеткой, и активными претендентами на участки в самом центре областного центра, которые с помощью силы рубля и просто силы отвоевали себе место под солнцем в родном городе.

Преамбула и первые три пункта решения, подписанного тогда, в 2000 году, Юрием Аксененко, отдавая дань большой важности определения красных линий и последующего их строгого соблюдения, обязали администрацию города обеспечить «в качестве неотъемлемой части» указанные «градостроительные ограничения», а затем зарегистрировать «установленные публичные сервитуты» в «Саратовской областной регистрационной палате». Все замечательно, законообразно и даже мудрено.

Но вот пункт 5-й повергает в недоумение даже самых непосвященных в основы местного самоуправления и права вообще. Тогдашний мэр провозгласил: «Разрешить администрации города производить изменения в Плане красных линий, связанные с уточнением отдельных элементов красных линий без изменения категорий улиц, их параметров и направлений». В переводе на «конкретный» язык это означает, что вы, архитекторы, можете сто очков нацепить на нос и проектировать по вашим правилам все, что задумается, но может придти час, когда нужно будет ваши красные линии подвинуть так, как надо нам.

Этот час не заставил себя ждать. Уже в октябре того же, двухтысячного года, первое лицо в городе внесло в думу Постановление об утверждении данного решения (15.10.10., № 26-228). Дальнейшее – слишком зримо, чтобы подозревать два этих документа от Аксененко в их «невсамомделишности». Разумеется, не сам Юрий Николаевич придумывал и писал эти два градостроительных «шедевра»; достаточно вспомнить, что целых шесть лет, с 2002-й по 2008-й годы председателем комитета по строительству и архитектуре и одновременно Главным архитектором Саратова являлся Владимир Григорьевич Вирич. До назначения он добросовестно трудился в том же комитете на далеко не клерковской должности. И дотрудился до того, что Саратов, по мере вольного или невольного претворения в жизнь вышеупомянутых решений, стало просто не узнать, особенно его центральные, исторические микрорайоны, по которым всегда идентифицировался город именно как Саратов, а не какой-либо другой.

И здесь уже тревожно не столько из-за потери историко-культурного своеобразия Саратова, сколько подчас из-за создания неудобств для жителей, более того, прямых угроз безопасности их проживания вследствие беспорядочной, заведомо коррупциогенной застройки.

Красные линии – на то и красные, что они зажигают красный свет непомерно жадным и агрессивным. А выражаясь на языке градостроителей, должны быть «закоординированы и вынесены в натуру». Сколько было предостережений со стороны архитекторов, отличных от Вирича, и от общественности по поводу уплотнительной застройки Предмостовой площади, расположенной, как известно, на оползневой зоне. Нет, все равно застроили, утопили композицию саратовских «Журавлей» (детища, кстати, учителя Вирича – знаменитого архитектора Менякина) в высотном безвкусном новострое. Что там «Журавли» – Соколовая гора померкла из-за незваных соседей-небоскребов. Прежний уникальный ландшафтно-архитектурный ансамбль, когда рельефность местности гармонировала со строениями, а дом на Соколовой «Пентагон» вместе с другими домами создавал как бы облегающие пороги вокруг горы, при этом не превосходя ее по высоте, – разрушен. «Градостроение – штука диалектическая», – как-то прокомментировал свою позицию на областном радио (ГТРК) Владимир Григорьевич.

И эта диалектика делается, конечно же, не по философским умозаключениям, а опираясь исключительно на сугубо прагматическую, если не шкурную составляющую. Злосчастный 5-й пункт (нет, не паспорта, а аксененковского распоряжения) в своей реализации побил за эти годы в Саратове все рекорды прагматичности. Около 30 примеров несоблюдения красных линий, а точнее – их гибкого «разматывания» вокруг того или иного интересного объекта известны сегодня саратовским архитекторам. К их числу относится плавный ход линий вокруг торгового комплекса «Каштан» на углу Вавилова и Рахова, когда реконструкция здания вылилась в дополнительное присоединение к нему прилегающих метров. Это – бурная деятельность ЖСК «Водник» на Набережной в 50-метровой прибрежной зоне, что запрещено природоохранным законодательством. Это – «похороны» намечавшейся было транспортной развязки около завода свинцовых аккумуляторов. В данном крайне перегруженном месте, вблизи двух вокзалов, наконец-то была размечена транспортная развязка, – снесли деревянные дома, расширили и обустроили площадку, и... ура, сейчас там возводится очередной торговый комплекс, который только усугубит и без того нескончаемые пробки на Новоастраханском шоссе. Та же ситуация и с путепроводом на Алексеевском овраге (между взлетной полосой и поселком Юбилейный): есть проект развязки и начато строительство, но с ним упрямо тянут, словно ожидая прямо противоположного намеченному приказа. На пересечении улиц Чернышевского и Большой Горной, в нескольких метрах от корпусов 9-й горбольницы, «дирижеры» красных линий так их направили, что забором предполагаемой стройки без опознавательных знаков наполовину оттяпали тротуар вместе... со светофором. Пришлось делать новый и выносить его прямо к проезжей части.

Генеральный план развития города, о самом существовании которого время от времени вспоминают, позевывая, в Общественной палате, в наших парламентах, – как областном, так и городском, – как о какой-нибудь зарисовке художника-любителя, в самой архитекторской среде теперь горько называют «веселыми картинками». Настолько девальвирован он по своему фактическому значению, превратившись в символ необязательности. Нелишним в этой связи было вспомнить, что в прежние годы Генпланы городов-областных центров одобрялись во множестве инстанций вплоть до ЦК партии и союзного правительства.

Прекрасно знает о существовании Генплана Саратова и сам г-н Вирич, лично внесший собственные штрихи к его окончательному облику. На той же Соколовой горе планировалось продолжение природно-мемориального комплекса с проспектом Победы – саратовцев должен был радовать спуск-аллея вниз к Волге от комплекса «Журавлей». От Городского парка, который опять-таки за эти годы превращался в дополнение к сундукам-коттеджам, расплодившимся на его подступах, как грибы, тоже проектировался свободный выход к реке с зеленой зоной. Так и там, уже приближаясь к береговой зоне, вовсю идет стройка.

Нынешний градоправитель, господин Грищенко, не имеющий – что весьма заметно по перманентной перепалке с губернатором – привычки лазить в карман за острым словом, не устает попенять лишний раз на своего предшественника за развал городской инфраструктуры и прочее. Благо, Юрий Николаевич удачно для себя, причем тогда это было совершенно по закону, совмещал должности мэра и главы думы. Однако глава МО «Саратов» прекрасно знает, что в Саратове второй год нет Главного архитектора, а есть всего лишь «и. о». И по совместительству – и. о. председателя комитета по строительству и архитектуре. Уважаемый г-н Гнусин, занимающий эту должность, не имеет профильного архитектурного образования, а всего лишь инженер-строитель. Но не в этом главная беда. Неужели Грищенко выгодно, чтобы временщики сидели как можно дольше на столь ключевых для управления города постах, а в это время город окончательно терял свой эстетический облик и элементарные экологические условия, становясь объектом лихой застройки и «диалектического» обогащения чиновников от застройщиков? Ведь чего утаивать: Аксененко как мэра нет, а документы, им подписанные работают, и дело его, следовательно, живет.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23092009183235&oldnumber=502