"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (502) от 24.09.2009

Зов Ктулху из глубин цирка

Степан СОКОЛОК

Сезон отпусков и дач благополучно подошел к концу, и на смену ему пришла урожайная на всяческие культурно-развлекательные события осень. Соприкосновение с прекрасным у человека в детстве, как правило, начинается с походов в цирк, и в России это искусство давно уже считается жанром для малышкового возраста.

Программа цирка на воде «Три стихии» ломает сложившийся стереотип. Сие действо куда в большей степени заинтересует взрослых, а не детей. Совсем юных созданий, лет до 4-х, на эту программу вообще лучше не водить, если вы не уверены в крепости их нервной системы: обилие впечатлений и спецэффектов могут напугать малышей, на премьере я наблюдал нескольких несчастных родителей, которые силились любыми средствами успокоить ревущих отпрысков.

Программа разительно отличается от всего того, что обычно предлагают зрителю в цирке. Во-первых, построение действия таково, что оно не делится на отдельные номера, а представляет собой единый спектакль с перерывом на антракт. Во-вторых, весь манеж занимает бассейн с площадкой посередине, и сухопутные номера исполняются либо на временно закрытой деревянными настилами части бассейна, либо на той самой площадке. Третье отличие – на костюмах тут никто не экономит, они разнообразны, оригинальны (чувствуется рука профессионального модельера), явно недешевы. По словам руководителя нескольких номеров и по совместительству супруга Яны Шевченко – художественного руководителя и генерального директора Московского «Цирка на воде» Андрея Шевченко, их цирк демонстрирует на данный момент 4 программы: две из них на воде и две – на льду. Поскольку «дело мокрое» не лучшим образом отражается на ткани, костюмы приходится достаточно часто менять; целый цех занимается обмундированием артистов.

Саратовцы, настороженные неприятным происшествием с бассейном, которое произошло около двух лет назад (бассейн лопнул, и зрителям пришлось выплывать из зала), могут не беспокоиться: эту программу привезла совершенно другая труппа, и резервуар для воды у них тоже другой. Он представляет собой незамкнутое кольцо, прямоугольный выступ которого уходит за кулисы. Таким образом, давление на стенки не столь велико, чтобы вызвать аварийную ситуацию.

Наличие бассейна обуславливает водно-морскую тематику спектакля. Тут и хорошо знакомые русалки, медузы, но основной объем составляют герои, хоть и ассоциирующиеся подсознательно с водной стихией цветовой гаммой и рисунками на костюмах, но не вызывающие прямых параллелей с конкретными существами. К тому же, лазерная подсветка и дым создают несколько фантасмагорическую атмосферу, и на ум приходят герои культового писателя-фантаста Филиппа Говарда Лавкрафта. Музыкальное сопровождение еще усиливает это впечатление. Как видно, Яна Шевченко старается быть в курсе мировых цирковых тенденции, и представление идет в сопровождении певицы Ольги Дьяченко, что весьма необычно для России. Привлекает также многоплановость номеров: в одно и то же время в воде выступают пловчихи-синхронистки, под куполом реют воздушные гимнастки, а на бортиках выделывают па артистки балета. И ни о какой скуке тут и речи быть не может: успеть бы охватить взором все, что происходит на сцене. Если кто всерьез интересовался тем, что происходит в цирковом искусстве за рубежами нашей Родины, поймет, что все вышесказанное весьма напоминает представления одного из самых знаменитых цирков мира – «Цирк дю Солейль». И слава Богу! Возможно, такими темпами мы дорастем до Франции, которая породила это чудо.

Последний раз «Цирк на воде» был в Саратове пять с половиной лет назад, и программа за это время успела не только родиться, но и постареть: после Нового года ее заменит новая. Будем надеяться, что зимой коллектив привезет к нам свое ледовое шоу.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23092009183958&oldnumber=502