"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (502) от 24.09.2009

Тэффи много не бывает

Светлана ТЕНЕТКО

Речь пойдет не о телевизионной премии «Тэфи», а о знаменитой «королеве русского юмора» начала XX века Тэффи (Надежде Лохвицкой). Популярность Тэффи была настолько велика, что появлялись духи и конфеты «Тэффи». Среди ее поклонников были и последний российский император Николай II, и Владимир Ленин. Авторской программой «Эта удивительная Тэффи» заслуженной артистки России Татьяны Елисеевой открылся 17 сентября литературный сезон программы «На перекрестке жанров» в камерном зале Саратовской филармонии.

Вероятно, саратовцы помнят, что несколько лет назад на сцене филармонии уже звучала Тэффи в замечательном тандеме двух заслуженных артисток России Татьяны Елисеевой и Ирины Соколовой. Но, по непонятному стечению обстоятельств, программа не прижилась в репертуаре. Так что программу «Эта удивительная Тэффи» по праву можно назвать премьерной – еще и потому, что она несколько выходит за привычные рамки литературного чтения.

Скорее ее можно охарактеризовать как небольшое театрализованное представлением, но не чтеца и аккомпаниатора, а всего актерского коллектива театра «Арт-Ревю». Даже руководителю театра Роману Бранту досталась не совсем привычная «роль» – заслуженный артист России в этот вечер «рулил» светом. В не совсем привычном для себя амплуа предстал перед зрителями дуэт Анны Низовой и Александра Троицкого. Вместо эстрадного жанра им предстоял драматический дебют: сыграть рассказ «Сватовство». С чем артисты справились, по словам руководителя театра и автора программы, на «отлично».

Спектакль, а именно так хочется назвать увиденное, отличался некоторой салонностью, чему, вероятно, способствовала обстановка камерного зала. Татьяна Елисеева построила программу таким образом, что охватила, можно сказать, всю жизнь и творчество писательницы. Краткие биографические сведения являются некоей преамбулой к очередному рассказу, повествующему о детских воспоминаниях, о годах эмиграции. Творческую манеру Тэффи всегда отличало удивительное сопряжение серьезного и комического, трагедии и анекдота: «Жуткая история», «Сватовство», «Демоническая женщина». Но сама Тэффи никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. Эти наблюдения, показанные, проигранные Татьяной Анатольевной, помогали зрителям переносится то в дореволюционный Петербург, то окунуться в эмигрантскую атмосферу Парижа, то в гостиную городских обывателей, то во двор генеральского дома.

Мастерски владея мимикой, жестами, меняя темп, тембр голоса и темпоритм самого действа, Татьяна Елисеева создает неповторимую и незабываемую череду образов, наделяя каждый довольно яркими чертами. Раскрывает характер персонажей, делая их несколько объемными, почти зримыми.

Вероятно, рассказы совсем не случайно подобраны так, что ситуации, в которых существуют и попадают герои, могут быть вполне возможны и в веке XXI – конечно, с некоторыми поправками на современные реалии.

Как драгоценные камни требуют достойной оправы, так музыка и песни в исполнении Александра Вертинского и А. Троицкого стали оправой для изящной, легкой, знающей «тайну смеющихся слов» Тэффи.

Красивая, очень выдержанная программа жила буквально на одном дыхании. Наверное, поэтому полтора отпущенных часа пролетели незаметно для зрителей. И окончание для многих было просто неожиданным. Зрители были настолько включены в материал, захвачены действом, что некоторым было трудно поверить, что все закончилось и хотелось продолжения.

Остается только надеяться, что продолжение не заставит себя ждать годами и саратовцев скоро ждет новая встреча с удивительной Тэффи Татьяны Елисеевой.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23092009184035&oldnumber=502