"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (503) от 01.10.2009

Плюшевый Чехов

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Пресытиться новаторством Чехова, разнообразием персонажей его произведений невозможно, хотя даже самая маленькая его вещь – не закуска на скорую руку, а полноценное ресторанное блюдо. И улучшать его вкусовые свойства маслом совершенно не обязательно. Дипломники театрального факультета СГК им. Собинова, на днях представившие на камерной сцене ТЮЗа хрестоматийную «Даму с собачкой», так и рассудили, приготовив кушанье без масла и без воды. По счастью, не забыв приправить свой кулинарный изыск солью. Да так, что в итоге на тарелке у каждого зрителя образовалось идеальное сочетание «по вкусу».

Спектакль, получившийся столь по-чеховски кратким, даже не стали дробить антрактом. А основой для полновесной театральной работы юных подопечных народного артиста РФ Юрия Ошерова стала обыкновенная учебная читка чеховского рассказа. В результате рабочее задание по технике речи переросло в театральное действо с жанровым определением «литературный театр». «Прикосновение к Чехову достаточно ответственно, сложно, – предваряя премьеру, обратился к зрителям художественный руководитель курса Юрий Ошеров. – Но очень важно для молодого будущего актера начинать работу в театре с высокой литературы, в содружестве с гениальным автором, который должен стать его проводником на всю творческую жизнь».

Впрочем, не одни студенты с нетерпением ждали реакции, с которой воспримет обновку зрительный зал. Как предупредил Ошеров, постановка стала дебютом не только для молодых актеров, но и для целой творческой группы: художницы Юлии Соколовой, режиссеров-педагогов Елены Красновой и Виктории Самохиной. Причем, последняя выступила еще и в качестве автора музыкального сопровождения к спектаклю.

И все же назвать премьеру экспериментом не поворачивается язык – настолько композиционно органично выглядит все происходящее на сцене. В первый момент кажется, что обыкновенная читка – это и есть то, за чем предлагается понаблюдать зрителю. На сцене, в окружении почти не меняющихся декораций, всего два действующих лица – Гуров (Андрей Коренев, Артем Яксанов) и Анна Сергеевна (Анна Богданова, Ольга Самохина). Актеры по очереди читают и авторский текст, и реплики собственных героев. Двое других персонажей – условные жена (Евгения Кутенева) и муж (Александр Тремасов) – в действии практически не участвуют: жена выдает реплики из-за полупрозрачного экрана, за которым то снимает, то натягивает чулки (правда, эта деталь, призванная обозначать семейную рутину, отторжения у глаза почему-то не вызывает), а миссия мужа и вовсе ограничивается молчаливым кривляньем в заключительной части спектакля. Что же касается роли шпица, то с ней блистательно справляется приближенная к живому прототипу тряпичная порода.

При всей этой кажущейся стесненности на сцене остается место для изысканной, по-студенчески пылкой драматической игры. Убедительности персонажам добавляют находки в сценическом оформлении спектакля. Особенно пронзителен краткий эпизод первого физического сближения Гурова и Анны Сергеевны. Сцена с раздеванием разворачивается за тем же полунепроницаемым экраном, и зритель не столько видит детали происходящего, сколько угадывает и домысливает их. Через доли секунды на помощь зрительскому воображению приходит завораживающий видеоряд, над которым потрудился Андрей Лапшин. Видеоэффекты, вплетенные в театральное действо, заслуживают отдельного разговора. Собственно, это и есть та «соль», в отсутствии которой студенческая работа, вероятно, выглядела бы пресной. Стилизованные под кинохронику кадры из немого кино, эти фрагменты видеосъемки перемежаются с сыгранными на сцене эпизодами. Они не иллюстрируют, а причудливо дополняют фабулу «Дамы с собачкой». На экране мелькает то узнаваемый пейзаж саратовской набережной, то наводненный купальщиками конца девятнадцатого века участок пляжа, а то гротескная сценка карточной игры, в разгаре которой изобличившие шулера игроки вдруг начинают мутузить друг друга почем зря. Сочетание чеховской задумчивости и безобидного юморка неожиданно и очень необычно. Но воспринимается на удивление целостно. На такого Чехова стоит взглянуть. Хотя бы из любопытства.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30092009184906&oldnumber=503