"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (503) от 01.10.2009

Мораль против коррупции

Степан СОКОЛОК

Беды нашей страны, к сожалению, не ограничиваются дураками и дорогами, но два вышеозначенных явления тянут за собой целый состав других разнообразных неприятностей, столь осложняющих жизнь сограждан. Когда количество возмущения в обществе по причине какого-либо фактора достигает критической массы, власти, если она не безнадежно глупа и глуха, становится ясно, что коль не обратить пристальное внимание на проблему, то народные массы предпримут что-нибудь нехорошее, типа забастовки или бунта.

Как видно, наша власть все-таки еще сохранила слух и разум. 22 сентября в 1 корпусе СГАП, что на Чернышевского, состоялся круглый стол по вопросу коррупции на дорогах.

Никто не станет отрицать, что на сегодняшний день данная тема актуальна, другой вопрос, что все мы настолько привыкли к поборам где ни попадя (на дорогах, в учебных заведениях, в поликлинике), что перестали отдавать себе отчет, что это – не есть норма. И организаторы проекта «Гражданский контроль» взяли на себя функцию вернуть все на круги своя: напомнить людям о законности, просветить их по поводу прав и свобод.

Взялись за это дело не самые последние люди в стране: председатель Комитета по безопасности Государственной Думы РФ Владимир Васильев (он и руководит проектом); руководитель проекта «Народный адвокат» Александр Трещев; известный журналист, ведущий программы «Автоликбез» радиостанции «Авторадио» Юрий Гейко. Из местных, прибывших на круглый стол, стоит отметить Александра Ландо, Валерия Радаева и генерала Павла Рогова. Дабы новинки из столицы дошли до самых отдаленных глубинок, на мероприятие позвали журналистскую братию, телевизионщиков и корреспондентов с радиостанций.

«Гражданский контроль», по словам Васильева, призван кардинально изменить ситуацию не только на дорогах, но и в других сферах жизни. А началось-то все с журналистов, жаждущих раскопать правду даже тогда, когда это может оказаться опасным для жизни. Саратов, кстати говоря, – один из самых неблагополучных регионов в плане нападений на репортеров. То ли корреспонденты у нас такие настырные (лезут, куда не следует), то ли те, о ком нелестно пишут, чувствуют себя вольготно и безнаказанно за нападения. И поскольку зачастую даже самые изобилующие документальными подтверждениями расследования не идут дальше газетных страниц, не находят отклика у правоохранительных органов, было решено создать «Гражданский комитет»: если дело взято на депутатский контроль, то оно с большей вероятностью будет расследовано.

Ту же цель преследует и программа с Юрием Гейко «Автоликбез» (в Саратове пока не идет). Только обращаются туда не представители СМИ, а рядовые граждане –автомобилисты, которые считают, что их незаслуженно обидели. Все жалобы с передачи, если они не анонимны и изложены достаточно полно, попадают на сайт www.gkontrol.ru, и все желающие могут проследить за ходом дела. Но стоит учесть, что поскольку вопрос решается не всегда в пользу жалобщиков, закон для всех один.

К сожалению, поборы на дорогах гражданами воспринимаются как данность, а законный путь разбирательств настолько сложен и витиеват, что многие предпочитают скоренько расстаться с купюрами, чем долго и нудно бороться за права. По словам адвоката Александра Трещева (который, кстати, прибыл в наш город на свои деньги и по своему почину), специальная литература по юриспруденции пишется столь витиеватым языком, что разобраться в ней сложно даже человеку с большим стажем работы в области права. Соответственно, трактовки возникают самые разные, и использовать их можно как угодно. Трещев считает, что виной поборов на дорогах стали не только злой умысел некоторых особо корыстолюбивых работников ГИБДД, но и лень, пассивность и безграмотность самих водителей, которые чем дальше от столицы, тем меньше разбираются в законах.

Хотя и «Гражданский контроль», и «Автоликбез» еще совсем молоды, но эффект от них есть: у людей появилась надежда, многие самостоятельно стали изучать законы, да и нерадивые инспектора ГИБДД теперь десять раз думают, прежде чем стрясти с водителя лишние деньги, поскольку, если сей факт будет предан огласке, то разбирательств по службе не избежать.

Не автомобилистами едиными жив человек, есть много других сфер бытия. И поскольку государство у нас правовое, то все они регламентированы какими-либо документами. И везде, соответственно, есть люди, готовые либо пойти против закона или помочь другим найти обходной путь. То есть вопрос опять упирается во взятки, деньги, время и борьбу. Васильев высказал мысль, что борьба на местах не всегда эффективна, поскольку это действия внутри системы, и они не могут иметь объективный характер. А вот если глянуть с вышины федерального уровня, то все станет гораздо яснее и четче. Так что затеяли еще один проект под громким названием «Взятке – нет!». Туда могут обратиться не только владельцы машин.

Высказывались разнообразные мнения, приводились примеры, беседа шла своим чередом. И в итоге всплыла свежая, как мир, идея: «А кого надо воспитывать: власть или граждан?» Зачастую люди сами предлагают взятку. Как от этого отучить? Кто виноват? Законы или люди? Но правовые акты тоже пишутся людьми, а не жителями Альфы Центавра.

Вывод оказался неутешительный: наше общество поражено «правовым нигилизмом» в самой тяжелой форме, законы невнятны, и ни у кого нет желания в них разбираться и их исполнять. Рецепт прост: воспитывать у всех сразу культуру, мораль, законопослушность. Ну а помочь этому должны средства массовой информации. От имени всех журналистов – спасибо за такое доверие власти, оправдать бы!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30092009184927&oldnumber=503