"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (503) от 01.10.2009

Об МСУ, которое пока не случилось

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

Очень немногие журналисты-аналитики заметили, что нынешний год был годом

20-летия с момента первых

в нашей стране (по крайней мере,

на памяти живущих) альтернативных выборов народных депутатов СССР, в результате которых избирателям явился первый парламент – съезд народных депутатов СССР.

Это, бесспорно, было новым, я бы сказал, венценосным явлением советской действительности и ее последней фазы – перестройки.

Съезд, избранный весной 1989 года и созванный на свое первое заседание 24 мая, проведя многотрудную работу по структуризации, обсудил и утвердил внушительный перечень законов и решений, которые требовалось принять в самое ближайшее время. Среди них абсолютно новые демократические законы, устанавливающие рамки предпринимательской деятельности, государственной молодежной политики, об инновациях, о судебных органах, о СМИ, о защите прав потребителей и многие, многие другие. А одним из первоочередных был закон «Об основных началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Следует учесть, что демократизации законотворческих процессов весьма способствовал принятый еще в июне 1987 года закон СССР «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни». В анализе же ситуации двадцатилетней давности нельзя не заметить и того, что тогда инициатором демократизации государства и общества выступала сама верховная власть, сначала в лице КПСС, а затем в лице обновленного парламента. В новом законотворчестве государственная власть фактически инициировала свое разделение по ветвям и уровням и провоцировала избирателей на поддержку модернизации экономики, на создание полноценного и полноправного гражданского общества. При этом подразумевалось, что степень доверия избирателей к депутатам и законодательно-представительному органу должна быть достаточной. Этого уже не могли обеспечить растерявшие свой потенциал на всех уровнях власти и управления партструктуры.

Подвижники конца 80-х – начала 90-х, к коим я отношу себя, понимали, что низовой – самый близкий нуждам, потребностям и интересам людей – уровень, местное самоуправление – это и есть тот формат новых общественных отношений, который в постоянном самосовершенствовании будет способствовать становлению и развитию нашей гражданственности. Гражданственности, основанной на имущественном праве и ответственности, на информационной открытости и способности к сопротивлению различного рода произволам, которые существовали и существуют всегда и всюду: в режимах КПСС, либерального реформирования, в демократических штатах Америки и самоуправляемых европейских городах. Разница только в том, что произволам авторитарных режимов сопротивляются диссиденты и экстремисты, а в демократиях – полноправные граждане.

Так вот, ровно 20 лет назад на Всенародное обсуждение был вынесен первый в череде последовавших за ним уже в 90-е годы и позже четырех российских аналогов закон «Об основных началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Текст закона был опубликован в центральных и местных газетах, в частности в Саратове – в газете «Коммунист». После этого последовало всенародное обсуждение. Конечно же, не все в этом процессе и последующих за ним, требующих конкретных действий, шло «по накату сверху», но органы власти всех уровней, средства массовой информации, находящиеся в ведении партструктур, вынуждены были реагировать на предложения и инициативы, которые в свою очередь были основаны на критике нередко самоудовлетворенных и инертных органов городской и районной власти.

Самое простое действо – узаконенное обсуждение вопросов местного значения с целью создания новых инструментов и механизмов работы органов местной власти и влияния на них жителей, избирателей, налогоплательщиков — было исключительной новацией. При этом жители становились полноправными участниками местного самоуправления (МСУ), получая возможность участия не только в условиях альтернативы выборов, но и самоорганизуясь по месту жительства в территориальное общественное самоуправление (ТОС), органы которого могли приобретать статус юридических лиц.

Уже в конце апреля 1990-го года закон с поправками и дополнениями был принят Верховным советом СССР.

Сразу же после декларирования закона «похожие стали находить друг друга». Подвижники из разных городов и весей рассылали свои наработки как предложений в закон о местном самоуправлении, так и в граничащие с ним законы, проекты устава ТОС, первые решения местных органов власти. Уже к лету 1991-го года в Саратове было зарегистрировано несколько комитетов и совет ТОС: «Солнечный», «Елшанка», «Центр» и др. Соответствующие решения, правообеспечивающие дальнейшее МСУ и ТОС, принимались депутатами Саратовского городского совета народных депутатов.

В Москве, через год после принятия закона, было зарегистрировано более 40 КТОС, которые своим явлением подтверждали то, что старая схема административно-территориального деления с 36-ю районами требует полного изменения – местное самоуправление должно осуществляться на сравнительно небольших территориях. В условиях крупных городов, как следует из мировой практики, этот показатель составляет 40–70 тысяч жителей. Вскоре в столице была утверждена новая схема территориально-административного деления. К несчастью, по такому пути пошли очень немногие города, и опыт организации городского самоуправления прекратил свое развитие и по этой причине тоже.

Если в начале 90-х годов Саратов имел свой представительно-законодательный орган – городской Совет народных депутатов, формировавший консолидированный бюджет, имел 6 разновеликих района со своими бюджетами и депутатами, утверждавшими эти бюджеты и работавшими в своих полномочиях, плюс зародившееся ТОС, как часть системы городского самоуправления (их финансирование шло на установленные части налогов и сборов), то с конца 1996 года мы имеем то, что имеем. То есть полученную от авторитарного режима схему с теми же 6-ю разновеликими районами и городскую думу из 31 депутата (с 2006 г. их стало 43). Сохранившееся на некоторых территориях города ТОС перешло на грантовую поддержку администрации и насущных интересов жителей не представляет.

На мой взгляд, первая попытка законодательного утверждения принципов МСУ была удачной: создавались предпосылки к тому, что жители и их объединения смогут стать полноправными участниками и субъектами прав в МСУ. В 1992 г. ВС РСФСР принял свой закон о МСУ, но все же «рамки – основы и принципы» были заложены в том союзном проекте и они продолжали служить ориентирами для местных законотворческих разработок вплоть до ликвидации советской власти осенью 1993 года. И даже на 2–3 «инерционных года» позже, когда в 1996 году Государственной Думой из трех вариантов проекта закона «Об общих принципах организации МСУ в РФ» был принят президентско-правительственный. «Общественный проект», идеи которого перед депутатами Госдумы озвучивал годом раньше вернувшийся на Родину А.И. Солженицын – не прошел. На местном самоуправлении, как системе полноправного гражданского участия жителей в решении вопросов местного значения, был поставлен «жирный крест».

От идей и принципов, заложенных в общественных наработках 1989–1993 гг., от «постулата Солженицына»: «Без народовластия, без местного самоуправления России никогда не быть сильным государством» с каждым годом мы удаляемся семимильными шагами.

На мой взгляд, очень важно сказать, что для наших политиков, включая саратовских, выбор по организации МСУ, в первую очередь городского самоуправления, был. Сразу же после ликвидации Советов народных депутатов на всех уровнях: областном, городском, районных были созданы Комитеты по реформированию органов государственной власти и МСУ. В этих комитетах работали, получая зарплату и приобретая статус государственных служащих, многие нынешние чиновники, нередко гордясь тем, что стояли у истоков самоуправления в г. Саратове. Они-то гордятся, только жителям наших городов и весей гордиться-то нечем – на недоверии, безответственности и безучастности самоуправление не построишь. Интересно, что нынешние чиновники и депутаты даже понимать не хотят, что ответственны они перед избирателями не за местное самоуправление, а за его организацию! Как говорится, почувствуйте разницу. Нынешняя организация МСУ предполагает распродажу городской земли, выдачу разрешений на точечную застройку, на уничтожение зеленых насаждений, предполагает участие чиновников и депутатов в «распиле» бюджетных денег с соответствующими откатами. Многое, только не организацию участия жителей в решении вопросов местного значения.

И вот уже три президента «днем с огнем под фонарем» ищут для нации объединительную идею. Недавно и оппозиционер Г. Каспаров в своей статье «Россия после Путина» «засветился с тем же фонарем»: К несчастью, даже те, кто используют самые демократические призывы, не видят в местном самоуправлении той мобилизующей идеи, которая способна объединить людей в самых близких им интересах, создать условия для становления и развития гражданственности снизу.

Интересно, что сейчас в основном под эгидой «Единой России» проводятся заседания круглых столов с обсуждением статьи президента Д. Медведева «Россия, вперед!». Одобряется все сказанное президентом, как 20 лет назад – все сказанное Генеральным секретарем, но предложений нет.

Конституционно полноценное, полноправное местное самоуправление – вот панацея разумного демократического объединения!!!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30092009185417&oldnumber=503