"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (503) от 01.10.2009

«500 спойлеров» от Льва Гурского

Светлана ТЕНЕТКО

Выпуск книги о кино, по словам автора, был специально подгадан к фестивалю кинодокументалистики «Саратовские страдания» – так же, как и презентация в рамках фестиваля именно в Доме кино, поскольку она была рассчитана на истинно киношную аудиторию. Поскольку, как говорит сам Гурский, кинематографической «вышки» у него не имеется, то «священные коровы» от кинематографии не нашли порой должного пиетита у автора последних иронично-сатирических романов.

Тем не менее, как автору детективных романов, Гурскому ближе именно этот жанр, что сказалось на выборе фильмов. Причем кинодетективы в книге, по утверждению Гурского, «процентов на семьдесят – это чистый трэш, т. е фильмы, которые не являются высокохудожественными и которые интересуют зрителей, не подкованных кинематографически, не знающих каких-то вещей, но для киномана эти фильмы представляют не меньший интерес, чем работы мастеров высокого кино».

Согласившись с предложением издателей назвать книгу «500 спойлеров» (спойлер (от англ. spoil – портить) – в кино, литературе – преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от книги/фильма и разрушает их интригу, а также лишает читателя некоторой части удовольствия от сюжета), Гурский подчас сознательно раскрывает «самое сокровенное» в детективном жанре – сюжет некоторых фильмов, которые откровенно ему не нравятся. Причем сия «подлянка» имеет под собой весьма благородные намерения: сэкономить время, финансы и, наверное, самое главное, на мой взгляд, не дать зрителю «получить несварение» от очередного некачественного зарубежного кинопродукта.

Произведение нашего земляка вышло на этот раз довольно большим тиражом 2000 экземпляров, но сложно сказать, дойдет ли оно до Саратова. Труд получился довольно монументальным и увесистым: толстенькая книжка, объемом более чем в 500 страниц, непривычно большого формата. Поэтому тем, кто понадеялся получить экземплярчик с автографом, на этот раз «не свезло». Книжку только показали; оно и понятно: везти на всех желающих авторские экземпляры весом в 700 гр каждый – тяжелый труд в прямом смысле. Тем же, кому не терпится стать обладателями этого путеводителя-энциклопедии по миру голливудского (и не только) кино, – прямая дорога в Интернет-магазины.

Но вернемся к книге Льва Гурского. Все фильмы, на которые написаны рецензии в фирменной язвительной манере Гурского, были сняты в 1990–2006 годы и выпущены в России на видео или DVD. Причем, по утверждению автора, как законопослушный гражданин, он ориентировался на легальный видео- и DVD прокат, сохраняя русские варианты названия фильмов. А для того, чтобы читатель не запутался в нескольких «Ангелах мести», «Играх без правил» и прочих вольных российских интерпретациях названий, в тексте и в конце книги в алфавитном порядке приводятся названия фильмов на языке оригинала. Что называется, почувствуйте разницу.

Каждая язвительная рецензия – небольшой, в зависимости от того, насколько нравится или не нравится автору фильм, самостоятельный рассказ. Честно признаюсь, после прочтения некоторые фильмы вовсе расхотелось смотреть, с мнением автора на другие – в большей степени согласилась.

Чтобы дать некоторое представление о предстоящем чтиве, позволю себе привести один из спойлеров, где, как мне кажется, всем досталось «по серьгам» – фильм Майкла Манна «Соучастник (Collateral)».

«После того, как на съемках «Последнего самурая» Тому Крузу чуть не снесли башку, актер осерчал и велел своему агенту пригнать ему Настоящую Злодейскую Роль. «И не романтического там вампира с тоскою в глазах, – капризничал Том, – а такого гада, чтоб волосы стыли в жилах!» Тут и подвернулся проект DreamWorks и Paramaunt. Сценарий Стюарта Битти вылеживался несколько лет, к режиссерскому рулю примеривался Фрэнк Дарабонт, на главную роль почти уже клюнул сам Рассел Кроу... Однако к тому моменту, когда режиссерское место занял Майкл Манн («Схватка»), Кроу очень удачно отвалил. Образовалась вакансия. «Не роль, а конфетка, – радостно доложил агент. – Киллер. Безжалостный. Седой. Обаятельный. Философ. Ловит тачку, стращает шоферюгу и – по заказу одного мафиозного деятеля – всю дорогу мочит народ почти не выходя из салона. Будете довольны!» Подумав, Круз спросил: «Трупов... э-э-э... много?» Агент посчитал на пальцах и отрапортовал: «Ну так, в общей сложности, десятка полтора». Круз сказал: «Ага!» – и плотоядно улыбнулся, после чего от роли таксиста мигом отказался слабонервный Адам Сэндлер. Кое-как уговорили афро-американца Джейми Фокса сесть за руль желто-красного таксомотора и, для большей интеллигентности, надеть очки. Джейми уже побывал у режиссера Антуана Фукуа в роли живца для убивца и воображал, что и здесь будут поддавки – ну только драйва побольше и бабки покруче... Как же, три ха-ха! А саспенс, а психология, а достоевщинка? А беседы о вечном под дулом пистолета? А бегство по пустынной станции метро, а стеклянный дождь от выбитых выстрелами окон?.. Мы вам, конечно, не расскажем, чем кончилось дело у водилы с клиентом, и удалось ли последнему выполнить свой ночной заказ в полном объеме; но миром у главных героев не обошлось, не ждите. А российским таксистам урок: если к вам подсаживается Том Круз и предлагает двойной счетчик, не вздумайте клянчить у него автограф, а со всех ног спасайте свою черную задницу».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30092009185910&oldnumber=503