"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (504) от 08.10.2009

Спасение утопающих – дело рук арбитражных управляющих

Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ

В № 24 от 25 июня 2009 года «Богатей» познакомил читателей

с известным саратовским адвокатом Игорем Игоревичем Ефремовым. Его специализация – участие как юриста

в процедурах банкротства и в противодействии такому распространенному сегодня злу, как рейдерство, – вызвала интерес у наших читателей. Сегодня мы знакомим их с одной

из коллег Ефремова – профессиональным конкурсным управляющим. Ее зовут Светлана Копа.

Светлана Витальевна работает арбитражным управляющим с 2003 года, имея лицензию на данный вид деятельности. За прошедшие шесть лет на счету у Светланы Витальевны – более 25 предприятий, которые она, можно сказать, вытаскивала из финансово-экономической трясины. По ее собственной оценке, сегодня в задачи арбитражных управляющих входят преимущественно две функции: преодоление кризисных явлений в том или ином хозяйственном субъекте, его максимальное восстановление; либо – если, по известному наблюдению, «пациент скорее мертв, чем жив» – его ликвидация. Последнее входит в прерогативы арбитражного управляющего не по указке и произволу собственника, а, как правило, исходя из конкретной ситуации на том или ином предприятии и в интересах прежде всего самого персонала, его производственных и карьерно-личностных перспектив. Когда количество долгов превышает количество имущества, – что и констатирует суд, назначая арбитражного управляющего, – то этот дисбаланс и становится «кричащим» признаком того, что субъекту данного бизнеса требуется экстренная мера по его оздоровлению.

По опыту Светланы Витальевны, за последние годы ей приходилось «разруливать», участвуя в процедурах банкротства с долгами и в 1 миллион рублей задолженности по заработной плате, и по 500, и по 200–300 тысяч. Ликвидацию же как таковую сами арбитражные управляющие все же склонны считать неизбежным хирургическим вмешательством. И недаром назначенных в судебном порядке управляющих не всегда встречают с распростертыми объятиями – приходится разбираться в причинах финансовой ловушки, куда попадает еще вчера процветавший завод, ферма или ИП. В лучшем случае причиной этого могут быть некомпетентность руководителей хозяйств, их неумение выстраивать и просчитывать финансовую политику. Но в последнее время расточительность и неприкрытое воровство стали главной бедой, из-за чего возникает острая потребность во внешнем управлении. И человеку постороннему, назначенному судом спасать активы и, как все чаще выходит в действительности, людские судьбы, приходится подробно вникать в детали, среди которых зачастую бывают и откровенно криминального свойства.

«Больше не правь, а помогай»

«Технология работы управляющего в нынешних условиях должна быть совершенно прозрачна и варьируется в своей форме в зависимости от тех или иных особенностей на месте», – считает Светлана Витальевна. И, конечно же, – в зависимости от загруженности, потому что работа арбитражных управляющих часто распространяется одновременно на 7–8 предприятий, где, понятно, все далеко не радужно».

Первым делом команда управляющего, придя на предприятие, встречается с людьми и простым, понятным языком объясняет им, что их ждет и как правильно нужно действовать при сокращении, защищая свои трудовые права. Среди профессиональных «хитростей» Светланы Витальевны, которые она, кстати, сразу же раскрывает, прибывая на то или иное предприятие, таковы: она сообщает людям свой мобильный телефон и адрес. Открытость к людям – важный психологический компонент. Затем следующий важный этап – инвентаризация имущества. Та же техника, земельные наделы вносятся в инвентаризационные документы, далее производится независимая экспертная оценка имущества, потом созывается собрание кредиторов (вошедших в реестр по определению суда и выдвигающих по процедуре банкротства свои требования). Кредиторы определяют порядок продаж, утверждают стоимость имущества; если же оно заложенное, то порядок продаж определяет залогодатель. Далее имущество реализуется через торги либо через прямые продажи, и вслед за этим на предприятии появляются первые деньги. Светлана Витальевна убеждена, что от роли арбитражного управляющего во всех этих процессах, от его знаний в экономике, юриспруденции, зависит и скорость принятия решений, и их последующая деловая отдача. Но при любых раскладах работе арбитражного управляющего, – которого иногда называют и антикризисным, и конкурсным, – не мешает принцип больше помогать, нежели править и командовать.

Есть управляющие

в русских селеньях...

Так распорядились обстоятельства, что в настоящее время Светлана сосредоточена на антикризисном управлении предприятий агропромышленного комплекса.

За короткое время она освоила специфику проблем, возникающих в бывших колхозах и совхозах, в фермерских хозяйствах, где взаимоотношения между собственниками наделов и наемными работниками далеко не всегда бывают безоблачными.

Показателен сам трудовой ритм арбитражного управляющего сегодняшних российских крестьян. Светлана Витальевна живет в Саратове, но ее автомобиль, за рулем которого – и в дождь, и в грязь, и в праздники, и в будни – она буквально собственноручно, не ведая никаких водителей и прочего штатного персонала помощников, колесит от Алгая до Балашова. Так приходится откликаться по долгу службы на разного рода форс-мажорные ситуации в управлении хозяйствами сельских тружеников. Поражаешься, честно говоря, мужеству этой женщины, умеющей всякий раз в незнакомой обстановке, с незнакомыми, а подчас и не всегда дружелюбно настроенными людьми из самой непридуманной глухомани находить общий язык и, более того, убеждать их в своей правоте и вести за собой в дальнейшем в качестве арбитражного управляющего их хозяйства.

Среди своих коллег – профессиональных арбитражных управляющих – Светлана Витальевна называет Юрия Борисовиче Петрова. Он также сотрудничает с адвокатом Ефремовым, специализируясь, в отличие от Светланы Витальевны, на сегодняшних проблемах крупных предприятий, относящихся, например, к ВПК. И география его командировок – это далеко не только саратовский регион.

Когда имущество дешевле

набранных долгов

Одно из весьма непростых предприятий в нынешнем послужном списке Светланы Витальевны – это КФК «Казаков». Располагается оно в селе Лопуховка Аткарского района. В его владении находилось около 800 гектаров земли в собственности, также имелась паевая земля и арендованная. Его руководитель, чья фамилия и послужила названием хозяйства, привлек трех разных кредиторов: «Россельхозбанк», Сбербанк и БХГ «Кредит-банк». Причем только у Сбербанка – аткарское отделение, первый и второй банки работали с Казаковым в лице саратовских областных контор. Петр Петрович Казаков брал у всех трех банковских структур деньги, закладывал имущество, технику, и в определенный момент ему с ними нечем стало расплачиваться; к нему зачастили приставы, начали реализоваться различные варианты изъятия его имущества. Общая сумма задолженности, которая у КФК накопилась перед банками, достигла 157 млн рублей. Тем более, эта цифра была официально, по суду признана как долг. «Согласитесь, что для сельхозпроизводителя – это просто огромная сумма», – подчеркивает Светлана Витальевна.

С 27 апреля с. г. Светлана Копа, опять же по решению суда, возглавила КФК «Казаков» в роли арбитражного управляющего. В настоящее время внешнее управление стремится собрать деньги с реализации имущества, хотя задача в этом плане – не из легких, поскольку стоит имущество во много раз дешевле, чем набранные Казаковым долги. В результате кредиторам достается, что называется, «всем сестрам по серьгам», то есть о полном погашении задолженности перед банками говорить не приходится. Но поучительность – в смысле «неповадности» для других глав КФК – этого случая состоит и в том, что долги у Казакова также и перед другими сельхозпроизводителями, его же коллегами и конкурентами. В том числе – перед известным саратовским предприятием ОАО «Торговый дом «Янтарное». Оно Петру Казакову в свое время предоставило сумму в 20 млн руб. Есть еще несколько аграрных фирм, которым Петр Петрович должен – по 5 и 7 млн.

Еще одной особенностью «широты натуры» должника, плоды деятельности которого сейчас приходится расхлебывать арбитражным управляющим, стало обнаружившееся заключение сделок Казаковым, когда он дважды и трижды закладывал одно и то же имущество. А это запрещено действующим законодательством.

От розыска активов до подъема «Родины»

Приходится арбитражным управляющим сегодня заниматься и розыском имущества. Когда два года назад по суду она была поставлена руководить процессом ликвидации предприятия ЖКХ в городе Ртищево (потому что спасать там уже было нечего), то без особого труда выяснилось, что предприятие преднамеренно банкротилось прежними его руководителями, а все активы выводились во вновь образовывавшиеся дочерние фирмы. «Значительная часть имущества была уже реализована для расчета с кредиторами, причем это было сделано еще до моего прихода, но на тот момент, когда я пришла на предприятие, там даже работников не было», – говорит Светлана Витальевна.

Другой пример – не столь безнадежный. Хозяйство, специализирующееся на зерновых и переработке на площади порядка 500 гектаров, в настоящее время находится не в лучшем положении, но оно, по всей видимости, будет реанимировано, и руководитель его готов пойти на определенные финансовые потери, и все же, по всем прогнозам, значительная доля имущества будет сохранена. Основание для оптимизма – есть возможность привлечения инвестора. Один из путей наименьшего выхода из тупика – это шанс мирового соглашения с кредиторами. Реально также добиться оформления отсрочки по налоговым платежам, и отрадно, что в этой ситуации руководитель готов идти на эти шаги. В принципе, когда бизнесмены внимательно читают Закон о банкротстве, то они умело маневрируют, выходя из подобных «переплетов», и оперативно, с наименьшими потерями преобразовывают собственные предприятия из открытых акционерных обществ в ООО или ЗАО, сохраняя производственный потенциал и рабочие места.

А есть на счету моей собеседницы и факты, когда предприятия буквально возрождались из небытия, и в том – заслуга и самой Светланы, и конечно, адвоката Игоря Ефремова, чей юридический опыт в процедурах банкротства для нее и ее команды имеет неоценимое значение. Так, в Лысогорском районе, в селе Шереметьевка, в бывшем колхозе «Родина», много лет председательствовала известная за пределами Лысых Гор Трушина Мария Евсеевна. «Родина» славилась, как у нас водилось, и надоями, и привесами, пока в силу общеэкономических факторов хозяйство, как, собственно, и большинство других колхозов и совхозов, – оказалось в девяностые годы в плачевном состоянии. С. Копа: «Но мы плотно занимались этим хозяйством в течение двух лет. И мы его реорганизовали. При этом были сохранены не просто рабочие места, – удалось сберечь всю необходимую инфраструктуру: технику, поля, строения. Все это было оформлено надлежащим образом в регистрационных органах, в Гостехнадзоре». Интересуюсь, а в какой ипостаси находилась эти два года Мария Евсеевна. Оказывается, с ней работали как с руководителем-должником, причем она по закону была отстранена от должности, не получала зарплаты как руководитель. Но даже и тени конфликта ни с ней, ни с коллективом не было. Напротив, Трушина оказывала всяческую поддержку новым управляющим. В результате хозяйство сейчас хорошо работает.

По новым поправкам в Законе о банкротстве, подписанным президентом Д. Медведевым и вступившим в действие с 1 января текущего года, к процессу выбора управляющего теперь подключается сам должник, получающий право выдвигать свои кандидатуры управляющих посредством внесения соответствующего предложения на рассмотрение Арбитражного суда. Но и эти, без сомнения, положительные нововведения прежнего объема работы ни у Игоря Ефремова, ни у Светланы Копы не убавят. Никуда не деться от данности – спрос на квалифицированных специалистов в сфере осуществления процедуры банкротства, когда необходимо точное соблюдение закона, с одной стороны, и – баланса интересов различных финансовых групп, с другой, – был и останется высоким.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7102009200940&oldnumber=504