"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (504) от 08.10.2009

«Корабельный дневник» Владислава Микоши

Лана СОКОЛОВА

Именно так говорил Микоша о том, что он делал всю жизнь, и так, наверное, можно охарактеризовать выставку фотографий, посвященную арктическому периоду нашего земляка. Выставка Владислава Микоши «Арктика!!!», открывшаяся накануне фестиваля кинодокументалистики в Доме работников искусств, заканчивает работу на следующей неделе. У любителей фотографии, истории и просто любопытствующей публики еще есть последняя возможность посмотреть уникальные фотографии выдающегося фотохудожника, оператора, журналиста и режиссера, предоставленные Московским домом фотографии из собрания Джеммы Фирсовой-Микоша, вдовы Владислава Микоши.

Так совпало, что в декабре этого года исполняется сто лет со дня рождения нашего земляка, и юбилей фотохудожника в этом году совпал с еще одной исторической датой – 75-летием экспедиции спасения челюскинцев, в которой принимал участие и Владислав Микоша.

Всю экспозицию условно можно разделить на четыре событийных фрагмента («Смоленск» идет на помощь челюскинцам, арктический дневник, прилет дирижабля «Граф Цеппелин», проводы папанинцев на «Северный полюс–1»), объединенных одной темой – Арктика.

В фойе несколько фотографий с борта «Смоленска» – одного из кораблей, вышедших на спасение экспедиции, на борту которого был Владислав Микоша как кинооператор и фотокорреспондент. То, что «Смоленск» оказался главным в спасении экспедиции, позволило Микоше снять не только большую часть фильма «Герои Арктики», но и довольно подробный фотодневник, часть которого представлена в Большом зале.

На первый взгляд, черно-белые снимки кому-то могут показаться довольно скучными из-за привычного отсутствия цвета. Но именно эти лаконичные, похожие на графические картины фотографии позволяют не отвлекаться на яркие краски и сосредоточиться на главном: на сюжете, композиции, тех мелочах, которые порой ускользают от взгляда.

Ночь в Арктике с борта «Смоленска» (1934 г.) – лунная дорожка, ледяная кромка на воде, темное, почти зловещее небо. И в то же время во всем этом чувствуется невероятная сила природы и мощь северной стихии, которая притягивает, как магнитом, и манит своими загадками и неразгаданными тайнами.

Огромная махина «Смоленска» (на следующей фотографии) кажется маленькой, почти невесомой лодочкой, беспомощной щепкой на бескрайней глади моря. «Прошли Камчатку» – со стороны (если не знаешь, что это фотография) создается впечатление, что перед тобой очень тонко выписанная графическая работа: лодки на берегу, вдалеке сопки и зажатый между морем и сопками то ли городок, то ли небольшой поселок. Удивительно тонкая, прозрачная, почти звенящая, как морозный воздух, работа.

Даже вполне бытовой снимок кают-компании «Смоленска», вероятно, перед обедом, может многое рассказать о прошедшей эпохе: как и положено, на стене портрет одного из лидеров ЦК (Сталин или Орджоникидзе – трудно разглядеть), тарелки с подтарелочниками, тканые салфетки в кольцах, стулья с чехлами – это было привычными атрибутами на земле, и этот домашний уют постарались создать на борту корабля.

«Арктический дневник», несмотря на всю сложность и тяжесть ситуации, проникнут оптимизмом и дышит невероятной радостью.

Даже ледяные глыбы оживают перед камерой Микоши. Падающий, только что отколотый кусок льда «пойман» в момент соприкосновения с водной гладью, виден и почти слышен всплеск, холодные брызги поднимаются и разлетаются в стороны, мелкая ледяная крошка с шуршанием осыпается с разлома в воду.

Почти все снимки «Арктического дневника» несут некий внутренний стержень сдержанности, когда нет ни одного лишнего движения, нет суетности: все четко, продуманно, выверено. Вожак собачьей упряжки тоже проникся ситуацией и исполнен важностью миссии – крупным планом невозмутимая собачья морда на фоне борта корабля.

Особенно хочется остановиться на лицах. Немногочисленные портретные снимки и групповые фото запечатлели очень красивые, мужественные лица без налета позерства. Камера порой показывает то, что обычному глазу не всегда удается увидеть. Люди на снимках Владислава Микоши – настоящие. Их эмоции и чувства тоже настоящие, а не постановочные медово-карамельные: радость челюскинцев и сосредоточенное, задумчивое, даже немного отрешенное выражение у Отто Шмидта в прощании с сыном.

Проводы папанинцев (1937 г.) и прилет дирижабля «Граф Цеппелин» (1931 г.) разместились в литературной гостиной. Поскольку даты событий разные, такого «накала страстей», как в «Арктическом дневнике», на мой взгляд, не ощущается. Скорее, можно сказать, что в проводах папанинцев больше сдержанности, деловитости, что ли, снимки кажутся несколько камерными. В них присутствует некая жесткость и твердость, как, впрочем, и во многих других фотографиях Микоши.

Экспозиция показывает не только удивительно красивые работы Мастера, насыщенные силой эмоций, раскрывающие образы людей, сумевших покорить силы природы, но и дает представление о прошедшей эпохе, возможность ощутить гордость за людей и их подвиг, проникнуться духом времени.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7102009201149&oldnumber=504