"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (504) от 08.10.2009

Фирсо-фарс в полной темноте

Екатерина БОГДАНОВА

Мало-помалу местная театральная жизнь начала входить в привычное полноценное русло. Оправившись от каникул, всю минувшую неделю театры баловали зрителей фейерверком премьер. И, пожалуй, громче всех заявил о себе Саратовский ТЮЗ. Он открыл сезон в высшей степени претенциозно, поставив не просто классику и не одну из пьес Чехова, а «Вишневый сад».

Вслед за писателем обнаружить комичное в отнюдь не забавной, а, напротив, печальной фабуле чеховской комедии под силу далеко не каждому автору театральной работы. Главреж Омского академического театра драмы Георгий Цхвирава, уже известный саратовскому зрителю по двухлетней давности спектаклю «Дядюшкин сон» на основе повести Ф.М. Достоевского, виртуозно поработал над тем, чтобы соблюсти необходимый баланс трагического и смешного. Его постановка «Вишневого сада» – это, прежде всего, настроение.

Первое, что замечает оказавшийся на премьере зритель, так это раздавшееся пространство сцены. Высвободившегося места достаточно много, тем более, что ничем лишним оно не загромождено. Но … поначалу сложно отделаться от мысли, что преимущества этой преображенной площадки расходуются как-то неумело: актеры играют в непривычном отдалении от партера, а сама сцена, как простынями, занавешена полупрозрачными тканями, за которыми чаще всего и разворачивается действо. Постепенно понимаешь, что этот необычный и тонкий прием здесь как нельзя кстати. Он воспринимается как сигнал приближающейся катастрофы на фоне радостного возвращения Раневской (заслуженная артистка РФ, лауреат Госпремии РФ Елена Вовненко) в родовое поместье.

Куда прозрачнее намерение титулованного художника-сценографа из Санкт-Петербурга Эмиля Капелюша обрамить сценическое пространство деревьями. Но не вишнями в цвету, а полупеньками с голыми сучьями. Проникнуться особой атмосферой произведения помогает и освещение сцены. Приглашенный питерский художник по свету Денис Солнцев играет полутенями, и почти всю свою недолгую сценическую жизнь персонажи «Вишневого сада» проживают в полумраке.

Под конец пьесы, когда на подмостках остается забытый всеми старик Фирс (народный артист РФ Юрий Ошеров), световые эффекты и вовсе шокируют. На несколько бесконечно долгих секунд и сцена, и зал погружаются в абсолютную темноту. Спасибо мигающему на стене красному маячку сигнализации. Не будь его, зрителям впору было бы ринуться к выходу и устроить в дверях давку, вообразив, что энергетики по обыкновению обесточили район.

Помимо деревьев, украшением сцены служит хитрая конструкция книжного шкафа. Правда, без подсказки узнать в этом предмете привычную деталь интерьера тяжело: сценограф увидел шкаф не только полым, но, вдобавок очень похожим на изделие, плетенное из лозы.

Цхвирава сдобрил постановку элементами фарса. В спектакле они выполняют примерно ту же функцию, что изюминки в плове – не солируют, но придают композиции пикантность. Фарсом всецело руководит гувернантка Шарлотта Ивановна (Татьяна Чупикова). Когда эту женщину внушительных форм просят показать фокус, она демонстративно отправляется спать, зато по наитию горазда на многое: рассказать душещипательный монолог о своей неприкаянной жизни или неожиданно начать баюкать свой дорожный саквояж. Ту же фарсовую окраску приобретают вкрапленные в пьесу танцевальные номера. Хореограф Екатерина Озджевиз заставляет помещицу Любовь Андреевну уподобиться испанским танцовщицам. Кроме того, под чутким руководством Озджевиз персонажи все вместе практикуются в парных танцах.

«Вишневый сад» Георгия Цхвиравы оставляет редкое ощущение полноценной творческой работы. Не в последнюю очередь потому, что режиссер очень правильно распределил роли. Фирс в исполнении Юрия Ошерова по убедительности не уступает «вечному» студенту Пете Трофимову, которого сыграл Артем Кузин; не менее удачны образы купца Лопахина (Алексей Ротачков), помещика Симеонова-Пищика (Алексей Карабанов), дочерей Раневской Вари (Юлия Василенко, Светлана Никулина) и Ани (Анна Соседова), ее брата Леонида Гаева (Валерий Емельянов) и горничной Дуняши (Жанна Волошина).

В общем, обновка ТЮЗа хороша, как и любая добротно сделанная вещь. Для театра такого уровня ставка на классику вообще почти наверняка беспроигрышна. Вне зависимости от того, скажет ли режиссер своей премьерой новую фразу или же предпочтет отмолчаться, можно быть уверенным в том, что испорченным материал не будет.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7102009201241&oldnumber=504