"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (504) от 08.10.2009

«Версия» решила квартирный вопрос

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

4 октября муниципальный новый драматический театр «Версия» распахнул двери для зрителей, открыв свой двадцатый, юбилейный, сезон премьерой – постановкой сказки Григория Остера «Клочки по закоулочкам». Спектакль, над созданием которого творческий коллектив усиленно работал в последние месяцы, длился всего час … зато какой! В новой версии постановка, которая когда-то уже шла на сцене театра, стала философски-модерновой вещицей для детей и взрослых.

Новая работа «Версии» собрала в зрительном зале настоящий аншлаг. Чтобы разместить зрителей всех возрастов в помещении малого зала ГЦНК, пришлось выносить и ставить в проходы стулья и приставные кресла. В результате предпринятых администрацией театра усилий, места хватило всем – тем более, что совсем юные театралы предпочитали следить за жизненными перипетиями Зайчика, которого Лиса обманом выгнала из собственной лубяной избушки после того, как по весне ее ледяной дом растаял, с колен родителей.

Незамысловатая интрига сюжета оказалась как раз такой, чтобы продержать зрительный зал в напряжении от начала и до конца. Помочь Зайцу (Елена Петрова) выгнать захватчицу-Лису (Елена Смирнова) по очереди и одинаково безрезультатно стараются Волк (Владимир Смирнов), Бык (Владимир Смирнов) и Медведь (Алексей Грызунов). Рыжая Патрикеевна ко всем находит подход, в результате звери обещают ее не трогать, а Зайчик остается ни с чем и снова заливается горючими слезами на своей разложенной в лесу раскладушке. Но правда все-таки торжествует: за права Зайца вступается не самый отважный лесной житель – Петух (Иван Дементьев). Вместе, трясясь от страха, они, тем не менее, к восторгу ребятни, заставляют рыжую злодейку улепетывать из захваченной хитростью избушки.

Над трансформацией, которую претерпели образы героев в новой редакции спектакля, основательно потрудилась вся труппа, включая главного режиссера Виктора Сергиенко и, с недавних пор штатного, художника-сценографа театра Наталью Федорову, для которой работа над «Клочками по закоулочкам» стала дебютной в «Версии».

Каждый из актеров исполняет драматическую характерную роль, вполне достойную философской притчи. Но особенно эффектно смотрятся персонажи Владимира Смирнова и Ивана Дементьева. Бык, обряженный в модную майку с черепом, напоминает качка-спортсмена, жаждущего всеобщего восхищения и не устающего любоваться собственной статью, мнимой силищей и красотой. Иной типаж у Кукареку. Уже одно появление на сцене молодого актера Ивана Дементьева, недавнего выпускника курса заслуженного артиста России, актера театра драмы Игоря Баголея, делает каждую его роль запоминающейся. Такое впечатление, что совестливые и вместе с тем комедийные персонажи, воплощением каковых и является Петух, вообще удаются ему шутя. Кукареку, в бахвальстве грозящийся побросать всех быков «в реку», а медведей – «за хвосты и в колючие кусты», на сцене позволяет себе куда больше остальных героев сказки: исполняет рэп и выкрикивает понятную для большинства детей фразу – «I am Kukareku!» Кстати, в коллективе до последнего велись ожесточенные споры о том, нужно ли привносить в спектакль эти плоды творческих поисков.

«В первую очередь мы отталкивались от парадоксальности мироощущения Григория Остера, – рассказал о премьере Виктор Сергиенко. – Меня восхищает, что с самыми маленькими детьми он разговаривает как со взрослыми. Дети платят ему пониманием и благодарностью. В прежнем варианте спектакль был ориентирован на очень юную аудиторию, и все те парадоксы, которые есть у Остера, были сглажены или вовсе отсутствовали. Когда, наконец, мы нашли формулировку нашим нынешним поискам, она прозвучала так: это спектакль о том, как взрослые паразитируют на детях. Здесь прослеживается неожиданный парадокс. Взрослые плотно общаются с детьми, но редко разговаривают на их языке об их проблемах. Однако в каждом ребенке умирает Вселенная, он имеет право на уважение, на бережность, на то, чтобы с ним считались».

В свете этих слов становится понятно, почему столь недетской или детской на вырост получилась интерпретация Лисы. Костюм Рыжей воспринимается несколько вульгарно, зато очевидно, что перед зрителем – свободная женщина в самом расцвете лет. Просто, работая над образом, коллектив «Версии» пришел к выводу, что Лисичка выселила Зайца неспроста: будучи обиженной на весь мужской род женщиной, она тем самым отомстила сильному полу. Правда, сказка, в отличие от реальной жизни, не приемлет месть. Зато посочувствовать можно всем без исключения героям спектакля.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7102009201308&oldnumber=504