"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (505) от 15.10.2009

Новый сезон – новые имена

Лана СОКОЛОВА

11 октября в 64-й раз открыл музыкальный сезон симфонический оркестр Саратовской филармонии. Как и полагается, такому важному мероприятию предшествовала пресс-конференция. Причем местом проведения на этот раз была выбрана святая святых для оркестрантов – репетиционная база.

Зал хоть и находится вдалеке от культурного центра города, в районе Октябрьского ущелья, но обладает рядом преимуществ с точки зрения организации самого процесса: экологически чистое место вдалеке от дорог и транспорта, весьма приличная столовая, да и арендная плата, по словам Светланы Краснощековой, довольно приемлема. Считается, что настоящий художник должен быть немного голодным, но думается, что в нашей местной культуре, сидящей на постоянном «голодном пайке», хочется уже чего-нибудь более существенного, хотя бы для поддержания бренного тела. Ведь не одной же духовной пищей живы музыканты.

Впрочем, три года назад, после пожара в филармонии, выбор зала в Октябрьском ущелье имел под собой довольно далеко идущие планы: в недалеком будущем при всех благоприятных условиях создать некую концертную площадку для жителей района. Ведь если зритель не идет к оркестру, то, что делать, – оркестр придет к зрителю. Но пока это только в планах.

Ремонт филармонии, по словам директора филармонии, пока только в мечтах. Более того, еще не выбирался подрядчик на ремонтные работы и даже не проводится аукцион на эту тему, хотя год уже на исходе. Ну, не везет местной филармонической Золушке ни с крестной, ни с чудесами.

О том, каково приходится музыкантам, остается только догадываться: ведь акустика репетиционного зала очень отличается от зала консерватории и социально-экономического университета, где в основном дают концерты музыканты и приглашенные солисты. Право слово, нет предела терпению российских артистов. А может, к нам три года подряд приезжают только любители экстрима? Интересно, много ли таких еще наберется.

Но оставим грустные мысли и устремимся к возвышенному. На открытие сезона оркестр вышел с довольно интересной программой: симфония Василия Калинникова, премьера в Саратове этого музыкального произведения состоялась на открытии филармонии. По словам дирижера филармонии Владимира Вербицкого, это произведение можно по праву назвать одним из музыкальных шедевров.

Довольно известный третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, по признанию музыкантов, одного из трудных для исполнения композиторов, сыграет москвич Сергей Тарасов.

Тарасов – пианист романтического склада, обладает, по мнению коллег и музыкальных критиков, блестящей техникой, экспрессивной манерой исполнения. Когда в семнадцатилетнем возрасте Тарасов стал самым молодым победителем в истории международного конкурса «Пражская весна», в прессе писали: «Этот юноша не по годам зрелый драматург. Его игра буквально заворожила зал глубиной проникновения, в которой органично сочетаются эмоциональность, духовность и прекрасная техника. Не часто бывает, чтобы молодой музыкант обладал таким темпераментом и артистической свободой». Предстоящий концерт кажется тем более интересным, что музыка Рахманинова – «конек» Тарасова-пианиста, он записывает диски с его сочинениями и является постоянным участником международных рахманиновских фестивалей.

Пожалуй, самые значительные музыкальные приятности ждут зрителей в новом сезоне на двух юбилейных фестивалях: десятом – Г. Нейгауза, к 75-летию А. Шнитке и еще много разнообразных «изюминок» в большой сладкой булочке от симфонического оркестра.

Перед началом концерта Тарасов жестом попросил фотографов, занявших уже «пристрелянные» позиции у сцены, не нарушать тишину, поэтому работникам камеры пришлось удалиться с «насиженных мест». Подобное поведение не может ни вызывать уважения: это проявление внимания и к зрителю, и к композитору, и к собственному труду тоже.

Упустить возможность пообщаться с Сергеем Тарасовым после такого «финта» журналисты, конечно же, не могли. Вот только «отлавливать» солиста в прямом смысле слова пришлось довольно долго. Потому, вероятно, запал немного угас и, получив в свои лапки «жертву», они скорее обескуражены ответами Сергея (как и резкой сменой образа), для которого все было нормально: и репетиционный зал, и концертная площадка. Обширной концертной зарубежной географией Тарасов не ограничивается и, несмотря на плотный график, все же умудряется давать по два концерта в один день в «деревянной музыкальной школе города Касимовска».

За последние двенадцать дней, по словам Сергея, это шестой концерт, поэтому было довольно тяжело и не все качественно получилось. Не будем спорить с музыкантом, но, на наш непосвященный взгляд, его игра была довольно эмоциональна, и казалось, что он живет в музыке.

Как рассказал нам Сергей, в Саратове, ближе к зиме, планируется его сольный концерт. И у местной публики появится еще одна возможность насладиться его игрой.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102009122651&oldnumber=505