"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (505) от 15.10.2009

Краски северной осени

Екатерина БОГДАНОВА

Если попасть в КВЦ «Радуга» до конца октября, вместо одной новой экспозиции в его стенах можно обнаружить сразу две. Первая – персональная выставка работ небезызвестного саратовского художника Евгения Бочарова – открылась еще в конце сентября. Вторая – собрание лазерных копий живописцев эпохи русского классицизма – заработала буквально на днях.

В галерее, известной в основном в качестве выставочной площадки для передвижных экспозиций, созданных по уникальной технологии репродукций известных полотен, представленных самарской Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры», «натуральные» картины оказались впервые. Как признался сам Евгений Иванович, он получил от руководства «Радуги» предложение «выставиться» еще в пору подготовки к выпуску иллюстрированного альбома «Художники Саратова». И предложение пришлось как нельзя кстати – вернее, ко времени. Поклонники творчества Евгения Бочарова уже привыкли к тому, что персональные выставки художника организуются с завидной и четкой периодичностью – раз в два года. Нынешняя экспозиция в «послужном списке» мастера уже одиннадцатая по счету. Все шестьдесят работ, объединенных названием «Vis-?-vis», экспонируются впервые. Таково еще одно непременное условие выставок Евгения Ивановича: просто большинство вещей обратно в мастерскую не возвращаются, с ходу раскупаясь посетителями художественных галерей. В ответ на выражение восхищения по этому поводу Бочаров хитро посмеивается: «Это не везение – работать надо. Некоторые делают по три выставки в год. Ну и что в итоге? Здесь в лицо бросается или количество, или качество».

Нынешняя выставка-продажа результаты уже принесла: некоторые из работ получили красную «метку». Квадратик под картиной означает, что вещь нашла своего нового владельца. «Я считаю, что ценность работы зависит не от формата, а от сложности исполнения», – убежден Бочаров. Особое место в его произведениях занимают вещи маленького формата. Любимый художником камерный размер, по мнению Евгения Ивановича, лучше всего соотносится с письмом акварелью. С масляными красками Бочаров практически не работает, хотя в его экспозиции традиционно можно встретить и этюды, написанные маслом.

Художник-пейзажист, Евгений Бочаров передает зрителю стремление к переменам, впечатлениям, росту над собой и новизне. Любящий путешествия, сам он редко засиживается на одном месте. Как правило, в таких поездках и рождаются картины. Например, нынешняя выставка условно поделена на два цикла: городские пейзажи Саратова и работы, привезенные мастером из путешествий по Карелии с вкраплениями пейзажей окрестностей Санкт-Петербурга и видов Венеции, Финляндии и Швеции. Как признается сам Евгений Иванович, Карелия особенно близка ему своей уникальной, первозданной природой. Казалось бы, в таком разношерстном цикле экспозиции напрочь отсутствует тематическая связь. Но это далеко не так. Даже Венеция, расположенная на севере Италии, вносит чуть экзотическое, но все же вполне определенное и стройное звучание в северный колорит выставки. Другое дело, что ассоциирующихся с севером холодных оттенков на холстах Бочарова не найти. В палитре преобладают сочный желтый цвет осенней листвы, иногда в сочетании с насыщенным зеленым, и глубокая синева водной глади. Даже белизна присыпанного снегом подлеска – и та какая-то неожиданно теплая.

«Vis-?-vis» пробудет в «Радуге» до конца октября. В свою очередь, экспозиция «Русский классицизм», открывшаяся позднее, и задержится на порядок дольше – до последних чисел ноября. До этого времени у посетителей культурно-выставочного центра есть шанс познакомиться с репродукциями полотен известных художников эпохи царствования Екатерины II: И. Вишнякова, И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского и многих других. Большинство этих живописцев известны искусствоведам по непревзойденным портретам своих современников. Однако именно во времена господства классицизма русские художники впервые обратились к работе над созданием пейзажей. Воплотившиеся в монументальные полотна, эти эксперименты представлены на выставке в числе двадцати семи привезенных в Саратов лазерных копий живописных шедевров русских мастеров.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102009122849&oldnumber=505