"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (506) от 22.10.2009

«РЖД» встало на коммерческие рельсы

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Комивояжерство на улицах давно уступило место торговле. А в большинстве офисов и учреждений докучливых распространителей билетов, косметики, печатной продукции и прочих житейских радостей дальше порога не пускают. Иное дело – поезда. Даже в купе вы имеете все шансы досконально вникнуть в достоинства и технологию производства шалей, носков и поясов из собачьей шерсти. Торговцы будут неутомимо перебегать из вагона в вагон, пополняя ассортимент на каждой станции. Но даже если ни одно из предложений вас не заинтересует, не спешите запираться в купе. Это бесполезно.

Не так давно в одном из астраханских поездов пассажирам предлагали приобрести … табуретки. Этим насущно необходимым товаром ОАО «РЖД» снабдило своих проводников. Предприятие, как несложно догадаться, провалилось на корню: «зайцев», которым не на чем было сидеть, в поезде не оказалось.

Эта маленькая неприятность лишь подстегнула предпринимательские амбиции железнодорожников. Хотя причина, естественно, глубже и кроется в тех вполне конкретных разнарядках, которые спускаются на региональные управления пассажирскими перевозками сверху. Поэтому, если в течение ряда лет ничем кроме кондитерских и чайных изделий железная дорога не приторговывала, то теперь привычный ассортимент сопутствующих товаров грозит расшириться. Пополнится ли он одноразовыми тапочками или зубными щетками, цена на которые, вполне возможно, будет включена в стоимость билетов – этот вопрос остается пока открытым. Служащие на местах всерьез обеспокоены тем, что наладить товарооборот в требуемых вышестоящим руководством размерах им никак не удается.

«Чаевые» любой ценой

«Почему бы не повесить в вагоны приказы о том, что с каждого пассажира железной дороге требуется собрать столько-то денег? Чтобы люди знали, а мы не ходили и не клянчили у них». Этот риторический вопрос одна из проводниц, оказавшаяся в редакции «Богатея» (ее имя мы, по понятным соображениям, называть не будем), не раз адресовала своему начальству. И он, как нам кажется, очень даже уместен. Ведь о существовании жестких нормативов продаж рядовые пассажиры даже не догадываются. Между тем, в кризис цены на традиционную железнодорожную продукцию подскочили в разы. Если раньше с одного провезенного пассажира ОАО «РЖД» предписывалось собрать 5 рублей, то с 1 сентября эта цифра увеличилась до 20 рэ. Стоит помножить оную сумму на число людей, пользующихся услугами «РЖД», чтобы понять, о каких деньгах идет речь.

Казалось бы, что плохого в этой мало осуществимой, но, в общем-то, безобидной затее г-на Якунина? Почему бы шоколаду и пакетикам с чаем и кофе не быть в поезде, ведь не все пассажиры перед дорогой запасаются этим товаром впрок? Однако на самом деле не все так просто. Выполнить разнарядку московского руководства не просто сложно, а практически невозможно. Особенно для регионов, на ценообразование в которых никакой скидки, естественно, не делается. Чтобы собрать нужную выручку, сегодня проводнику достаточно продать каждому из пассажиров любой из двух наборов на выбор – по пакетику чая и сахара на 17 рублей или кофе со сливками на 22 рубля. Задача не из простых, если учесть, что втолковывать людям, почему за последний месяц железнодорожная заварка подорожала с 5 до 12 рублей, а сахар, в обход самых элитных магазинов, предлагается по цене примерно в пятьсот рублей за килограмм, приходится все тому же проводнику.

Логика такого удорожания чайной продукции, в принципе, понятна – она призвана хоть как-то компенсировать достаточно скромный объем продаж. Понятны и те ухищрения, на которые подчас идут начальники поездов, начальники резерва проводников и другие вышестоящие чины, чтобы приблизить фактические сборы к плановым показателям.

Проводница (назовем ее Ольга) рассказала нашему изданию следующее. С 1 сентября проводники стали получать на руки чайную продукцию и «кондитерку» на сумму порядка 1100 рублей на один купейный вагон. Как признается Ольга, у нее и коллег бывали рейсы, когда удавалось продать пассажирам не больше трех пакетиков чая. Но если при прежней системе таких продаж проводники имели прибавку к заработку в виде процента от проданного товара, то сегодня пишут объяснительные и получают выговоры за то, что «систематически не продают чайную продукцию». Более того, по словам Ольги, далеко не все начальники поездов принимают нереализованные продукты обратно. Остатки проводники выкупают из собственного кармана. Чем хороша подобная система для руководящего звена регионального филиала «РЖД», догадаться не трудно: в Москву направляются бодрые отчеты о выполнении плана, и начальники поездов не получают премиальных взысканий. А вот для проводников в новой рыночной системе железных дорог места пока не нашлось, поэтому, со слов Ольги, ее товарки «увольняются пачками».

Форменное обслуживание

В пассажирской службе Gриволжского филиала ОАО «РЖД» эту информацию встретили с возмущением. По мнению руководства, объемы продаж действительно оставляют желать лучшего, но лишь потому, что проводники … не хотят работать. «Мы начинаем с этим бороться, – заверил корреспондента «Богатея» начальник саратовского резерва проводников Александр Теслин. – Хотим совместно с психологами разработать положения о том, как правильно предлагать людям платные услуги. У проводников даже существует санитарная спецодежда для разноса чая. Но они почему-то стесняются ее надевать».

В воображении после этих слов так и встали не совсем уместные для чайной церемонии провокационные женские мини или мужские комплекты, подразумевающие обнаженный торс. Теслин, впрочем, уверил, что столь легкомысленные наряды проводникам носить не предлагают. Да и дело вовсе не в нарядах. Одни хранители вагонов, по мнению Теслина, не справляются с возложенными на них торговыми обязанностями в силу неопытности. Другим, напротив, сложно изжить советский менталитет и самим предлагать пассажирам печенье и чай. В ответ на мое скромное замечание о том, что напитками и провизией пассажиры обычно запасаются сами, старший инструктор поездных бригад Вячеслав Яковлев заявил, что задача грамотно обученного проводника как раз и состоит в том, чтобы убедить человека приобрести даже не нужный ему товар. И заверил, что купить тот же пакетик чая у него я бы не отказалась. К счастью, до проверки этого опрометчивого утверждения на практике дело не дошло.

Но чего лукавить: с момента выхода щекотливого распоряжения федерального руководства ОАО «РЖД» не одним проводникам стало ясно, что на продаже только кондитерской и чайной продукции требуемой выручки не получить. Как с прискорбием сообщили нашему изданию в управлении, новые нормативы не выполнил еще ни один проводник. В среднем с одного провезенного пассажира удается собрать 6–7 рублей.

«С нового года будет создана Федеральная пассажирская компания, – рассказал «Богатею» Александр Теслин. – А любая компания при создании должна выходить на какие-то экономические показатели и уметь зарабатывать деньги, регулируя, в том числе, цены на пассажирские перевозки, иначе перевозки эти будут нерентабельны. Задирать цены на билеты в силу антимонопольного законодательства мы не можем. Поэтому все идет к тому, чтобы где-то что-то сократить, увеличить сроки службы вагонов, плюс организовывать торговлю в поездах в качестве дополнительных платных услуг».

Какие именно платные услуги можно предлагать пассажирам, федеральное руководство компании не уточняет. И в данный момент саратовский филиал «РЖД» пребывает в творческом поиске. Планов, к слову сказать, громадье. Есть задумка реализовывать в вагонах типично вокзальные сувениры. Другая идея основывается на продаже так называемым «срочным» пассажирам – не успевшим перед неотложной командировкой как следует сформировать свой багаж – одноразовых наборов из умывальных принадлежностей. Всерьез рассматриваются предложения организовать на базе одного из вагонов Интернет-центр или, скажем, предлагать заскучавшим путешественникам платный просмотр DVD-плеера.

Что же касается состава проводников, к которым, по мнению Теслина, железная дорога наконец-то «повернулась лицом», избавив от выполнения многих исконных функций, то грядущая коммерциализация предприятия принесет необходимость внедрения новой кадровой политики, переобучения работников, а, возможно, и чистки. Не случайно глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин не упускает случая сообщить о том, что компания делает ставку на молодых специалистов.

Жаль, что документального подтверждения систематического невыполнения столичных разнарядок саратовским филиалом «РЖД» нашему изданию так и не предоставили. Выяснилось, что корреспондент «Богатея» просто выбрал неудачное для посещения время: как на грех, вся отчетность оказалась на руках у специалиста, отыскать которого, без предварительной договоренности, нет шансов даже у руководства. Вслух я огорчилась, а в душе посочувствовала: хлопотная, должно быть, это профессия – весь рабочий день стараться не попасться на глаза начальству, да еще проделывать это не налегке, а с документами.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23102009114801&oldnumber=506