"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (506) от 22.10.2009

Г. Базелиц – очередное пришествие экспрессионизма

Александр ДАВИДЕНКО

(Окончание. Начало в № 35 (505)

То, что содержательность не является необходимой для художественного восприятия картины, прекрасно доказывают абстрактные гравюры: №№ 6 и 13 из цикла «45-II. 1991 г.», а также ксилография «45-октябрь. 1989/90 г.». В них остаточные следы, воспоминания о «фигуративе» являются даже лишними, чужеродными, словно Г. Базелиц платит этим обязательную дань постмодернизму, не очень-то привечающего «чистую» абстракцию. Интересны своим выразительным лаконизмом «Пять камней. 1991 г.» (своеобразная реинкарнация геометрической абстракции В. Кандинского периода Баухауза). Белые пятна, симметрично распределенные по зеленому полю, уравновешиваются и дополняются своей противоположностью – черными пятнами, словно Инь и Ян. Активность белого приглушена и неоднородностью зеленого, и скупым, но жестким рисунком, который трансформируется в некую фигуративность (при этом возникает какое-то возмущение гармонии). В манере «агрессивного росчерка» (отсылающего нас к стилистическим особенностям идеолога группы «Мост» Э.Л. Кирхнера) выполнена гравюра «М.М.М. 1988/89 г.»: две человеческие фигуры, повернутые друг относительно друга на 180 градусов, исчерчены «гневными» линиями, словно изрезаны ревнивцем или обиженным ребенком; головы и «причинные» места выделены жирным, сочным черным цветом, словно они вызывают особое негодование. Работы из серии «Орлы. 1974 г.», выполненные в синем и красном цвете, удивляют своей лаконичностью, особой «идеографичностью», стремлением к начертанию знака, иероглифа, следа материального объекта, его отпечатка. В данном случае Г. Базелиц использует идею, реализованную И. Кляйном в многочисленных «Антропометриях» (правда, у него они были «нерукотворными»). В серии «Уличный пейзаж. 1979/81 г.» особенно удачен № 30 – «чистый» пейзаж, практически переведенный на язык абстракции, где композиция из белых «прорисей» по черному фону настолько хороша, что не требует никакой узнаваемой фигуративной подпорки. Впрочем, это делает бессмысленной перевернутость картины. Выразительны в своей лаконичности и зарисовки №№ 16 и 29 из той же серии. Эмоциональная напряженность проявляется даже в его цикле «Восемь натюрмортов», из которых особенно хороши №№ 1, 2 и 4, доказывающие, что цветность можно передать даже с помощью градаций черного.

До сих пор кое-что говорилось о сходстве и заимствованиях Г. Базелица, а чем же он отличается от других современников – художников-неоэкспрессионистов? Он не склонен анархически воспевать торжество плоти, как В. де Кунинг, доводивший дионисийское начало в своем творчестве до торжественной разнузданности (это определение дано отнюдь не в негативном смысле, а как вектор художественного темперамента). Чуждо ему и садо-мазохистское восприятие реального мира Ж. Дюбюффе. Поддерживая мысль о жестокости жизни, Г. Базелиц не ощущает ужаса безнадежности в такой параноидальной форме, как Ф. Бэкон. Для него нет тотальной беспросветности, выход возможен, по крайней мере, искра надежды на это есть. Впрочем, Г. Базелиц не склонен эстетизировать смерть, страдание, насилие в слишком рафинированных живописных формах, как Ж. Фотрие. Он делает это по-своему, не как изысканный французский интеллектуал, а как прямолинейный и грубоватый хирург полевого госпиталя, которому нет времени изъясняться эвфемизмами. По сравнению с перечисленными художниками, он очень умеренный экспрессионист (впрочем, правомерно ли их вообще сравнивать, – они явились все-таки новаторами в искусстве, а Г. Базелиц ничего радикально нового не создал). Г. Базелиц раздираем противоречиями между внушенным желанием «казаться» и пониманием своей укорененной «инаковости», – комплексы, которые он хочет, но не может преодолеть. Поэтому, даже играя роль социального нигилиста, все же тяготеет к гуманистической направленности в искусстве. И все же, несмотря на все оговорки, Г. Базелиц безусловно является крупной фигурой в искусстве второй половины ХХ века, ярким представителем неоэкспрессионизма.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23102009114956&oldnumber=506