"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (507) от 29.10.2009

Перспективы пугают

Л.Ф. ШЕСТИПЕРСТОВ, руководитель инженерной группы

С 1 января 2010 года для всех предприятий на территории Российской Федерации право выполнения проектных, изыскательских и строительных работ будет предоставлено только членам так называемых СРО (саморегулируемых организаций), по выдаваемым ими специальным допускам. Последствия данного нововведения затронут не только занятых в этой сфере работников, но и практически все население нашей Родины.

Горячее желание Российской Федерации вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) и введение обязательного членства организаций в СРО тесно взаимосвязаны. Вступление строительной отрасли в СРО – это одна из «ступенек» на пути вступления в ВТО. Не исключено, что после 1 января 2010 г. родится бодрый рапорт об успехе СРО-кампании. Однако хочется заметить, что вряд ли это поможет России при вступлении в ВТО, так как с этого момента проблемы в строительной сфере сильно усугубятся.

На данный момент Ростехнадзор наделил статусом СРО в строительстве 39 некоммерческих партнерств, общее количество членов данных СРО около 4000, что составляет полтора процента от общего количества строительных предприятий, действующих на территории РФ. Учитывая динамику, к концу года в СРО вступят (не путать с продолжением деятельности!) от силы 4 % строительных и проектных организаций, остальные – вымрут.

Вступают в СРО крупные и «богатые» предприятия. Основной проблемой малых и средних предприятий при вступлении в СРО является дефицит финансовых средств. Для вступления в строительное СРО требуется единовременно заплатить около 450000 руб., в проектное или изыскательское – 220000 руб., причем это только начало, так как за ними последуют затраты при получении допусков к работам, которые пока спрогнозировать сложно. А потом, наверняка, еще найдутся поводы платить, платить и платить. Для крупной фирмы эти деньги – капля в море, для мелкой – смертельная болезнь, особенно при текущем падении рынка проектирования и строительства.

Нельзя не отметить полное отсутствие зависимости обязательных платежей от размеров организации. Всем организациям, вне зависимости от масштабов деятельности, предложено платить одинаковые взносы. Даже прецедент такой найти сложно – за машины ставки налогов зависят от мощности, за квартиры – от площади и т. д. Причем, одна машина или квартира от другой отличается в общем случае максимум в 10 раз, а разница масштабов деятельности самой маленькой и самой большой из дееспособных организаций отличается не менее, чем в 10000 раз (!) – от 1 млн руб. в год до 10 млрд руб. в год. Смешно, но получается, что у двух этих предприятий одинаковые риски социальной ответственности.

В части социальной ответственности пока неизвестно, что конкретно страхуется? На каком основании, в каких размерах нужно производить выплаты из компенсационного фонда, а также его восстановление? Нет системы, нет прецедентов. При этом, в любом строительном объекте будут задействованы минимум три СРО: изыскательское, проектное и строительное; виновного будет найти практически невозможно. При наличии единого СРО, отвечающего за все три ипостаси, страхование могло бы работать, а при существующей системе из трех разных СРО воспользоваться им будет крайне сложно.

Одним из аргументов, обосновывающих переход отрасли на саморегулирование, является предполагаемое повышение качества строительства и «ответственности» организаций. Однако есть серьезный повод в этом усомниться, так как одним из наиважнейших параметров качества является единая нормативная база. На основании закона «О техническом регулировании» в саморегулирующихся организациях производится создание свода собственных норм и правил. Можно с уверенностью утверждать, что в результате перехода строительной отрасли на саморегулирование мы получим количество нормативных баз, равное количеству СРО, а следовательно – нормативный нигилизм, при котором возможность контроля надзорных органов за результатами проектирования и строительства крайне сомнительна. Совершенно непонятно, как может произойти повышение качества строительства при подобном крушении всей нормативной базы. Сооружения рушиться будут чаще, а выплатой из компенсационного фонда людской жизни не вернуть.

В качестве другого положительного последствия введения СРО различными источниками озвучивается такое мнение, что введение СРО снизит коррупцию в строительной сфере. К сожалению, это невозможно как минимум потому, что существующие причины коррупции не устраняются. Более того, создается еще одно потенциально коррумпированное звено – высшее руководство СРО.

Однозначно выражено народное отношение к введению СРО в строительстве. Результаты Интернет-опроса технически грамотных и дееспособных специалистов строительной отрасли показывают, что положительные стороны в СРО видят только 4 % респондентов, а отрицательные – 96 %. Получается – народ слеп или глуп? Это маловероятно, скорее введение СРО является антинародным мероприятием.

Возникает вопрос: если для народа введение СРО невыгодно, то, возможно, от этого выиграют государственные интересы? Однако, после ратификации обязательного членства строительной отрасли в СРО, в государственном масштабе гарантируется резкое снижение объемов проектирования и строительства в связи с организационными затруднениями, уходом с рынка сегмента «дешевых» поставщиков товаров и услуг, удорожанием работ по причине увеличения их затратной части (себестоимости). О снижении государственных расходов можно говорить разве что в части ухода со сцены лицензирующих органов. Но эта экономия сомнительна, так как, по всей видимости, будут усилены надзорные органы в части, контролирующей деятельность СРО. А уж на выплате пособий по безработице государство так «сэкономит», что мало вряд ли покажется.

Жизнеспособность любого государства определяется соотношением в его составе производителей и нахлебников. Возникает вопрос: в результате введения СРО в какую сторону это соотношение изменится?

Очень жаль, но пока не удалось найти положительные для России последствия от срочного введения СРО в строительстве.

Выгоден этот процесс кучке людей, его возглавляющих, да иностранным государствам, которым комфортнее видеть Россию исключительно в качестве сырьевого придатка.

Для самой Российской Федерации однозначным будет дальнейший упадок строительной отрасли, и без этого переживающей не лучшие дни, горе людей, потерявших свой хлеб, окончательная утрата ими доверия к власти.

Почему мы не ценим то, что имеем?

Почему российские политики не исповедуют клятву Гиппократа «Не навреди»?

Власти и президент – еще не поздно остановиться...

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29102009142520&oldnumber=507