"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (508) от 12.11.2009

Власть и Мы

Кто «шакалит» вокруг городского бюджета

Александр НИКИТИН

Незаметно и буднично мимо внимания саратовцев прошло самое важное городское событие 2009 года: обнародование

и обсуждение на публичных слушаниях проекта бюджета города Саратова на 2009 год.

Думается, что нет необходимости объяснять читателю, как важно и принципиально для каждого жителя города Саратова достоверно знать, как экономно, рационально и эффективно городскими депутатами планируется расходовать городской бюджет. Представьте, уважаемые читатели, что вашей средней по достатку семье необходимо определить объем годового дохода и на что его надо потратить. Естественно, вашей семье необходимо выделить главные приоритеты, связанные с крупными затратами. Ведь средняя семья в России характеризуется тем, что она не чувствует повседневной нуждаемости, но любая крупная покупка выбивает ее на один-два года из привычной колеи. И действительно, не так просто решить, на что потратить свободные деньги: купить новую машину, капитально отремонтировать старую, поехать всей семьей отдыхать в Испанию или полностью обновить взрослой дочери на выданье гардероб. И все это надо решить так, чтобы ни один член семьи не чувствовал себя обманутым в ожиданиях или обделенным. Конечно, мне скажут читатели, где это вы видели, чтобы в наших российских семьях коллективно и открыто обсуждали вопросы семейного бюджета?

Тут я должен согласиться, что культуры ведения домашнего бюджета у нас нет, да и никогда не было. Да, для большинства россиян проблемой всегда была не задача, как наиболее выгодно и с умом потратить свободные деньги, а как дожить до следующей зарплаты. И у нас только-только стали появляться более или менее состоятельные семьи, где планирование расходов в рамках семейного бюджета становится актуальной задачей.

Однако, когда мы говорим о муниципальном городском бюджете, то вопрос об открытом, честном его формировании и обсуждении даже не стоит. Наше российское законодательство предписывает, чтобы этот процесс был максимально открытым, поскольку является стержнем местного самоуправления, то есть решения сообща на свой риск вопросов местного значения в интересах всего населения.

Отсюда следует простой, как апельсин, вывод: только с полной открытостью и прозрачностью городского бюджета на всех его стадиях начинается реальное местное самоуправление. В противном случае местное самоуправление не более чем блеф.

Неслучайно в тех цивилизованных странах, где действует реальное местное самоуправление, где жителями управляют не коррумпированные чиновники, вступившие в сговор с такими же коррумпированными депутатами, а непосредственно избранные ими депутаты, вопрос об открытости бюджета даже не стоит. Полностью открытый и прозрачный муниципальный бюджет явление там само собой разумеющееся. Отчеты об исполнении бюджета настолько полны и подробны, что они исключают саму возможность воровства или нецелевого использования бюджетных денег. Проект бюджета составляется до уровня покупки авторучки или пачки бумаги. Именно такой полный и подробный проект бюджета, а затем полный и подробный отчет об исполнении муниципального бюджета доводится до населения. При этом каждому жителю муниципального образования предоставляется реальная возможность ознакомиться как с проектом муниципального бюджета, так и с отчетом об исполнении муниципального бюджета.

Но это открытое общество. Общество с развитыми демократическими традициями. У нас же в городе Саратове ситуация совсем другая. То, что нами управляют вороватые и коррумпированные чиновники и депутаты, я думаю, у большинства горожан не вызывает сомнения. Судебный процесс над бывшим главой нашего города, который в себе объединял в одном лице и чиновника, и депутата – лучшее тому доказательство.

Я думаю, что есть все основания считать, что некоторые из нынешних властителей города должны будут повторить судьбу Ю.Н. Аксененко. Хотя я и отдаю себе отчет, что с учетом степени коррумпированности нашей правоохранительной системы это сделать будет непросто. Да и выдают наши правящие кланы своих членов на публичную расправу очень и очень неохотно.

Моя многолетняя и пока безуспешная борьба за прозрачность городского бюджета, это, в конечном итоге, борьба за то, чтобы в нашем городе были созданы такие условия, чтобы ни один из городских депутатов и чиновников не привлекался бы к уголовной ответственности за воровство и злоупотребление властью при управлении муниципальной собственностью.

Теперь я, уважаемые читатели, хочу объяснить, почему, когда говорю о прозрачности и полноте проекта муниципального бюджета, то весь свой обличительный пыл обращаю не на муниципальных чиновников, а на наших депутатов. Это происходит по той простой причине, что чиновники действуют в рамках тех возможностей, которые им предоставляют наши избранники. Если наши городские депутаты решат, что бюджет должен быть прозрачным, то чиновники вынуждены будут выполнить это решение.

А пока бюджет от жителей города тщательно скрывается, как государственная тайна. Проект бюджета и решение оргкомитета о проведении публичных слушаний по бюджету был опубликован 6 октября 2009 года в спецвыпуске № 93 городской газеты «Саратовская Панорама» массовым тиражом аж в 270 экземпляров, из которых, по неуточненным данным, примерно 250 экземпляров так и остались в редакции. Ни одного экземпляра этого спецвыпуска в розничную продажу отдано не было. Даже узнать о месте и времени проведения публичных слушаний по бюджету жителям города было неоткуда. Это ли не доказательство того, что наши городские депутаты страшно боятся жителей города, стараются их не допустить к обсуждению серьезных городских вопросов, то есть, другими словами,отделяют себя от горожан точно так же, как помещики отделяли себя от крепостных крестьян, объявляя последних подлым людом и хамами, достойными только порки на конюшне. Понятно, что не дело крепостных знать то, что знает их барин.

Если бы наши городские депутаты горели желанием действительно организовать реальное публичное обсуждение проекта бюджета, то, учитывая инертность, правовое и политическое невежество населения города, проект бюджета и информацию о публичных слушаниях необходимо было довести до каждого жителя города, организовав бесплатное распространение приложения в каждый почтовый ящик. Для этого нужен тираж в 250 тыс. экземпляров. Да, это накладно. Это стоит денег. Но только таким образом можно воспитывать и приучать жителей города вникать в городские проблемы и освобождаться от психологии крепостных. И полученная отдача в форме доверия к власти сторицей окупит все затраты.

Мне уже приходилось писать, тот факт, что сегодня наши российские граждане не обладают навыками коллективного отстаивания своих прав и свобод, не способны к самоорганизации и трезво оценивать качество избираемых депутатов, отнюдь не дает право власть предержащим чувствовать себя феодалами и считать народ быдлом, который можно безнаказанно обманывать и обворовывать.

(Окончание в следующем номере)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12112009112453&oldnumber=508