"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (508) от 12.11.2009

Фактор Успеха

Игорь Воротников: «Управлять, не зная, чем ты управляешь, невозможно»

Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ

в чем состоят новации, каковы его перспективы в свете кризисных и посткризисных реалий.

Высшее учебное заведение, на примере которого мы хотели бы рассказать об этом, пожалуй, как никакое другое, привязано

к повседневному труду, направленному преимущественно

на воспроизводство хлеба насущного.

Наш корреспондент беседует с деканом факультета менеджмента и агробизнеса Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, доктором экономических наук, профессором Игорем Леонидовичем ВОРОТНИКОВЫМ.

Чистый» экономист ныне

неконкурентоспособен на рынке

Корр.: Игорь Леонидович, думаю, что Саратову грех жаловаться – особенно в последнее время – на «обделенность» учебными заведениями, где можно было бы получить высшее экономическое образование. Кроме того, что имеется профильный экономический вуз, нынешний Саратовский социально-экономический университет, недавно открылся экономический факультет в классическом университете. Множество экономических дисциплин преподается в ПАГСе и СГТУ. На Ваш взгляд, как себя позиционирует в этом плане ваш вуз, – если не брать за основу только лишь его сельскохозяйственную специализацию?

И. Воротников: История экономического факультета ведет свой отсчет с 1952 года. За этот срок выпущено более 10 тысяч специалистов экономического профиля. Среди наших выпускников было множество руководителей среднего звена, муниципальных образований, у которых в дальнейшем был хороший карьерный рост, и залогом их успеха стало то, что они поднимались в личностном плане в прямом и переносном смыслах – от земли.

Главная особенность именно нашей экономической подготовки, – о чем мы не без некоторой гордости можем говорить, – это практическая направленность образования в СГАУ. Кого сегодня винят в первую очередь во многих российских бедах? Экономистов и менеджеров. Это отчасти справедливо, потому что упрек обывателя «до чего вы, такие умные, довели» подразумевает собой слишком большую увлеченность макроэкономическими теориями, преувеличением роли банковского сектора в хозяйственных процессах.

При этом такие экономисты не ведают подчас даже основ производственных и технологических процессов. Приходя на ферму, завод, комбинат уже с дипломами, они вынуждены практически с нуля постигать многие вещи, которыми они пришли руководить, не зная, как это собственно делается. В СГАУ существует ясное видение проблемы: необходимо преодолевать технологическое отставание, – причем, как Вы понимаете, не только в сельском хозяйстве, – от развитых стран. А оно, по самым скромным подсчетам, растянулось для нас уже на 15–20 лет. А как его преодолевать, если из вузов будут выпускаться только «чистые» экономисты-теоретики?

Корр.: В чем проявляется эта установка в СГАУ – на теснейшую связь с технологиями?

И. Воротников: У нас на факультете, как и в целом в университете, есть целые площадки для опытов и приобретений студентами практических навыков, без которых они не состоятся как специалисты. Проектно-ориентированную направленность нашего образования и обучения студенты познают буквально с первого курса – они занимаются в конкретных хозяйствах, сельскохозяйственных или перерабатывающих. Заключаются договоры, и впоследствии свои курсовые работы и научные исследования студенты вплотную привязывают не к Интернету, не к общим умозаключениям и виртуальным схемам, а к работе на реальных агропромышленных предприятиях – на том самом реальном секторе, о котором мы стали больше слышать сразу же после первых ударов мирового кризиса.

Мне, как экономисту, эти тенденции абсолютны понятны, так как сегодня вообще в мировой экономике заметен выход в приоритеты развития не собственно экономики, а менеджмента в экономике, то есть грамотного, предсказуемого управления ею. Недаром зарубежная практика образования бакалавров и магистров менеджмента ставит выше, чем просто теоретиков. А управлять, не зная, чем ты управляешь, невозможно.

Корр.: Какие же самые известные из этих площадок?

И. Воротников: Это, конечно же, учебно-научно-производственный комплекс Агроцентр. Это предприятия в Марксовском районе «Волга», «Трудовое». Кстати, и тот, и другой являются базовыми для вуза. Среди перерабатывающих фирм – «Волга-хлеб», Саратовский комбинат хлебопродуктов, «Дубки», и они являются филиалами факультета менеджмента и агробизнеса.

Я называю частные предприятия, функционирующие на условиях самоокупаемости, но для них, как бы это ни казалось для кого-то странным, очень важно трудоустройство у себя молодых специалистов, подкованных знаниями отраслевой экономики. В учебно-демонстрационном комплексе Агроэкспоцентр, который в этом году был организован на базе учебно-технической площадки в поселке Зональный, будущие специалисты изучают на практике современную технику.

Лично я убежден, – по опыту проектов, которыми я руковожу в лаборатории бизнес-проектирования, – что экономисту, который работал ранее, к примеру, в торговле или банке, бывает очень сложно переквалифицироваться для нашей специфической отрасли. А зачастую – и вообще невозможно. Напротив же – экономисты, вышедшие из стен аграрного университета, получавшие образование, на первый взгляд, по узким специализациям (таким, например, как «Пищевая промышленность»), легко адаптируются к городу, к его современным рыночным запросам на рынке труда. И не боятся производства, будь оно промышленное или сельскохозяйственное, потому что хорошо подкованы технологически. И сами преподаватели строят свою работу так, чтобы максимально сохранялся контекст прочнейшей связи теории с практикой.

Например, научная проблема, которой я в настоящее время занимаюсь – «Развитие кооперации на селе». Необходимо соотносить в лекциях и на семинарах теоретическую часть с данными, за которыми, как говорится, далеко ходить не надо: вот перед вами один кооперативный сельскохозяйственный рынок в Саратове или Энгельсе, вот другой, вот третий. А вот задачи министерства сельского хозяйства в рамках задач, поставленных федеральным правительством по поддержке кооперативного движения.

Кстати, наш вуз имеет отраслевое (федеральное) подчинение, у нас учредитель не министерство образования, как у большинства других высших учебных заведениях, а министерство сельского хозяйства РФ. Тем самым поддерживается, с моей точки зрения, сохранение напрямую отраслевых интересов. В значительной степени данное обстоятельство позитивно сказывается и на обеспечении продовольственной безопасности страны в целом (областная программа развития сельского хозяйства расставила здесь на законодательном уровне все точки над «и»).

Мы же, со своей стороны, участвуем и в проектах Минсельхоза, причем не только научных, мы заключаем хоздоговоры с различными организациями. Экономическое образование в СГАУ поставлено таким образом, что оно позволяет исследовать и должным образом направлять на основе выработанных рекомендаций всю продовольственную цепочку. Помимо общеэкономических предметов на факультете, параллельно с ними, он осваивает и технологические дисциплины: технология производства мяса, молока; технология хранения и переработки сельхозпродукции и т. д. И добавлю, дипломы студенты-экономисты защищают по конкретному агропромышленному предприятию.

Экономическая школа аграрного университета

Корр.: Какие еще опытные площадки Вы бы отметили?

И. Воротников: У нас есть лаборатория экономического моделирования, которая занимается вопросами эффективного ведения хозяйства (расположена она в корпусе на Театральной площади, 1). Я лично руковожу лабораторий бизнес-проектирования в АПК. Что остается «в сухом остатке»? Для меня, как декана, ценны следующие наблюдения. И поймите правильно, это не корпоративное бахвальство. Я десятки раз уже убеждался, что большинство руководителей сельхозпредприятий, которые всерьез хотят развивать свой бизнес, обращаются прежде всего в аграрный университет. Потому что работа с экономистами «классического» профиля их просто ставит в тупик – при всем моем уважении к вузам, готовящим таких экономистов. Возьмите животноводство. Извините, мало уметь оперировать общими показателями рентабельности и банковского кредитования. В вопросах подбора пород животных, оборота стада, составления кормового баланса, рациона животных экономисты-«классики», согласитесь, не очень сильны.

Корр.: Можно говорить об экономической школе СГАУ?

И. Воротников: Да, безусловно. Причем эта школа представляет собой довольно разветвленную систему. У нас действует не первый год докторский диссертационный совет именно по экономике и управлению АПК. Его председатель – заслуженный деятель науки РФ, проректор университета по научной работе, доктор наук профессор Алексей Валерьянович Голубев. Круг его научных интересов затрагивает вопросы моделирования эффективного аграрного предприятия и оптимального ведения производства, а также эколого-экономические проблемы. Также я бы хотел выделить направление, связанное с мировой аграрной экономикой. Кафедру мировой экономики возглавляет профессор Суханова Ирина Федоровна. В частности, на кафедре ведется большая работа по изучению прогнозных данных по предстоящему вступлению России в ВТО, определению условий и последствий этого шага.

Несомненная заслуга кафедры в том, что нами установлены плодотворные контакты с зарубежными коллегами. Из наиболее значимых международных контактов ученых СГАУ можно выделить недавние стажировки в КНР (там с коллегами-экономистами обсуждались проблемы устойчивого развития экономики), а также в университеты американских штатов Колорадо и Вайоминг. У нас установлены хорошие отношения с немецким университетом прикладных наук Вайнштефан (город Трисдорф), и мы в этом году сделали набор на совместную российско-немецкую программу подготовки по аграрному менеджменту. По итогам этой совместной программы выдаем Международный образовательный сертификат. И сейчас мы уже набрали студентов в магистратуру по этой программе.

Корр.: Желаем Вам новых успехов!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12112009112751&oldnumber=508