"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (508) от 12.11.2009

Худсовет

Музыкальный катарсис

Светлана ТЕНЕТКО

Нечто подобное, наверняка, пережили те, кто пришел на концерт симфонического оркестра филармонии, открывший фестиваль, посвященный 75-летию Альфреда Шнитке 8 ноября, в день, когда восемь лет назад, в 2001 году, филармонии было присвоено имя Альфреда Гариевича Шнитке, и именно в этот день впервые в Саратове прозвучал концерт для виолончели с оркестром, посвященный Наталье Гутман. И вот в Саратове снова звучит концерт Шнитке в исполнении той, кому он был посвящен.

По словам Натальи Гутман, это произведение особенно дорого ей еще и тем, что было первым, написанным Альфредом Гариевичем после болезни. «Это сочинение действительно очень открытое, откровенное, драматичное и по духу очень высокое, – считает Наталья Григорьевна. – Какой-то сгусток его лучших качеств. Может, по теме она ближе ему уже. Стала ли музыка абстрактной – трудно сказать, но, может, более рациональной, более объективной».

В своем плотном гастрольном графике Наталья Григорьевна умудряется выкраивать несколько дней, чтобы хотя бы раз в год приехать в Саратов, можно сказать, на родину Шнитке (родился он в Энгельсе, тогда, в 34-м, еще столице Республики немцев Поволжья). Об Альфреде Шнитке Наталья Гутман отзывается как о человек редком: «в нем сочетались невероятная глубочайшая скромность с необыкновенным интеллектом и эрудицией. И он умел быть абсолютно вернейшим другом и очень внимательным к людям. И особенно внимательным к тому, с кем он в данный момент общается. Это было всегда удивительно: он слушал так, как почти никто. Это очень важное качество», – по мнению Натальи Григорьевны.

Сочинения Шнитке, исполняемые 8 и 12 ноября этого года в рамках фестиваля, очень близки по времени написания. «Посвящение» написано в 1985–1986 гг. 4-я симфония, которая будет звучать 12 ноября, написана в 1983 г., альтовый концерт – в 1984 г. Музыковеды предпочитают называть это время в творчестве Альфреда Гариевича временем взлета и временем создания, может быть, самых интересных и самых ярких произведений. После написания альтового концерта композитор приступил к сочинению виолончельного концерта, про который он знал, что посвятит Гутман. Но во время отдыха в Пицунде со Шнитке случился инсульт. Воля к жизни была настолько велика, что, начав работать, он отбросил все, что было написано ранее. И начал писать практически заново. Концерт предполагался в 3-х частях – классическая форма инструментального концерта. Но, как писал сам Шнитке, вдруг откуда-то явилась 4-я часть. Это был какой-то подарок судьбы – финал, когда все взмывает в небо. Эта яркая концовка довольно редкий случай у Штинке, по словам Анатолия Катца, обычно его сочинения заканчиваются трагичной нотой, а это «Посвящение» венчает светлая яркая нота, хотя и с элементами трагизма.

То, что к восприятию Шнитке нужно быть внутренне готовым, пожалуй, не вызывает сомнений. У тех, кто впервые слушает этого композитора, вначале происходит некий шок от невероятного обилия разнообразных звуков, на первый взгляд, несколько дисгармоничных. Эта звуковая лавина затягивает, как в водоворот, и если попытаешься вырваться из него, то непременно захлебнешься и утонешь. Остается единственный выход – отдаться на волю этого вращения, попытаться поймать его ритм и нырнуть поглубже. И вот тогда из ниоткуда приходит понимание и ощущение гармонии музыки. Музыка Шнитке, возможно, еще и потому считается трудной для восприятия, что она написана не канонично. Она не призвана услаждать слух, а скорее, будоражить умы. Она, как черно-белая графика: резкая, контрастная с острыми, ничем не смягчаемыми углами. Как изображение нашего мира, в котором есть белое и черное без полутонов и других красок. Это, как внутренняя суть Булгаковского «Мастера и Маргариты», как музыкальный роман в романе.

Это музыка, в которой, можно сказать, отразилась вся многовековая история страны, ну года так до 48-го прошлого века. Объем, накал страстей – все можно описать этой музыкой. Накал страстей поднимает и действительно уносит тебя в совершенно другое измерение. И когда звучит последняя нота, нужно время, чтобы осознать себя в реальной действительности, выйти из этого другого измерения. И ощутить себя в настоящем. Поэтому Шнитке, на мой взгляд, можно назвать композитором, который будет современным и в веке будущем, и в веке настоящем.

По мнению Анатолия Катца, открытие фестиваля получилось очень достойным. «В первую очередь, благодаря Альфреду Гариевичу Шнитке и, наверное, Францу Шуберту тоже, и, конечно, Наталье Гутман, Владимиру Вербицкому и оркестру, который выглядел очень достойно, ярко, солидно. Трудная очень партитура и оркестранты были очень собраны и все очень точно реагировали». На этом концерте, пожалуй, оркестр был в своем полном составе: большая группа ударных, клавесин, арфа, треугольник, флексатон – такое не часто увидишь. И если для зрителей аншлага, к сожалению, не случилось, то у оркестрантов точно был аншлаг.

Ситуация для филармонических работников, по словам Анатолия Иосифовича, сейчас достаточно тяжелая. Филармоническая публика стареет, а молодежи не так много. Для завсегдатаев нашей филармонии музыка остановилась где-то в районе Рахманинова. «Почему это так, я понять не могу, – сетует Анатолий Катц. – Лет 15 назад помыслить, что можно общаться со всем миром посредством Интернета, невозможно было. Сотовые телефоны есть у всех, но все почему-то считают, что техника движется вперед, наука движется вперед, а музыка должна стоять на месте – должна ласкать слух, услаждать и так далее и тому подобное. На это наша публика говорит, что мы приходим на концерт, чтобы отдохнуть. От чего отдохнуть? Музыка никогда не была средством для отдыха».

Трудно не согласится с Анатолием Иосифовичем. Настоящая музыка вряд ли способствует отдохновению, скорее, наоборот – заставляет мыслить, будоражит ум, чувства, эмоции, а это работа не менее, если не сказать, что более трудная и тяжелая.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12112009113830&oldnumber=508